Витрина

Публикации компаний

Что происходит? Ситуация на сувенирном рынке 2022

2022 год ознаменовался мировым политическим кризисом, который не обошел стороной и бизнес, принеся с собой много тревог и неопределенности. В преддверии нового сувенирного сезона мы побеседовали с крупными участниками рекламно-подарочной отрасли и выяснили, что изменилось в их работе, какие рекомендации они могут дать заказчикам и чего следует ожидать в ближайшие месяцы.


(Журнальная версия доступна здесь, стр.58. Скачать весь выпуск здесь)


 

rynok1

 

СТАНИСЛАВ МАКАРОВ, бренд-директор ГК Oasis

www.oasiscatalog.com

 

ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2022

Этот период для нашей компании прошел успешно, продажи по сравнению с 2021 годом выросли на двузначную цифру в процентном отношении, показав существенный рост в первом квартале, во втором рост замедлился. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ Нас затронули не сами санкции, а их последствия: временное изменение западными партнерами политики дистрибуции в РФ; проблемы с проведением платежей; заморозка части контрактов, из-за чего мы сейчас покупаем напрямую из Китая, что для клиента значит меньшую цену – здесь рынок выигрывает. Также, после приостановки, мы смогли восстановить европейские поставки товаров каталога PF Concept, что несомненно является хорошей новостью.

rynok2ИМПОРТ

Поставки из стран Азии идут по плану, с Европой есть некоторые сложности по платежам, перестроили логистику, что немного увеличило сроки доставки. А вот поставки из США стали практически невозможны.

ПАРТНЕРЫ

Почти все наши партнеры выразили свою поддержку, причем не только на словах, но и на деле – в том числе, пойдя на определенные уступки. Мы знаем, что некоторым нашим клиентам было очень сложно, а кто-то, наоборот, показал опережающий рост, и признательны всем – ведь благодаря им наш рынок остался сбалансированным и продолжил развиваться, несмотря на сложные обстоятельства.

СПРОС

В целом, российский сувенирно-подарочный рынок быстро восстановился и «нагоняет» хорошими темпами, как в 2020 году. Но ни тогда, ни сейчас ничего предсказать невозможно – наш бизнес сезонный, и мы «считаем цыплят по декабрю».

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛИЕНТОВ

Положитесь на проверенных поставщиков, бренды и товары, чтобы избежать неприятных неожиданностей. А еще – выбирайте полезные и красивые вещи, которые останутся с человеком надолго.

ТОП-5 ТОВАРОВ ВЫСОКОГО СУВЕНИРНОГО СЕЗОНА 2022

rynok3Испанский бренд одежды Roly – наш новый партнер, предлагающий огромный ассортимент базовой одежды и уникальных моделей. Мы наращиваем складские остатки, чтобы не зависеть от капризов логистики. Аксессуары для вина Master of Wine – с учетом новинок у нас будет самый богатый ассортимент на рынке под единым брендом. Гаджеты Rombica и Hiper – новинки и хиты, включая коллекцию «Умный дом» Hiper с собственным мобильным приложением. Новинки от Waterline, включая серию термобутылок и термосов с медной изоляцией, которая дополнительно сохраняет температуру напитков. Серия бизнес-рюкзаков Voyager, учитывающая все запросы жителя мегаполиса.

ПРОГНОЗ НА ОСЕНЬ-ЗИМУ 2022/23

Пока мы не видим признаков серьезных проблем в будущем и в любом случае приложим все усилия, чтобы у наших клиентов были все нужные инструменты и механизмы для роста.

 

rynok4

 

АЛЕКСАНДРА ХЛОПУШИНА, основательница и генеральный директор компании FineDesignGroup

www.finedesigngroup.ru

 

ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2022

По сравнению с тем же периодом 2021 года рост продаж в единицах продукции составил 30%, в денежном выражении – 5%. Увеличился спрос на более доступные по цене товары.

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ

Мы оказались в ситуации, когда все наши поставщики, с которыми нас связывало более 10 лет успешного сотрудничества, приостановили отгрузки в Россию. В марте этого года для нас это стало полной неожиданностью, но благодаря стечению многих обстоятельств мы увидели в этом новые возможности. Наш ассортимент пополнится товарами с более простым дизай ном, но по гораздо более привлекательной цене. К вопросу упаковки мы подошли следующим образом: когда дополнительная подарочная упаковка заметно влияет на конечную цену, мы сделали выбор в пользу защитной индивидуальной упаковки для сохранения товара при транспортировке. Если подарочная упаковка сохраняет привлекательность товара с точки зрения цены на полке, то мы сохранили ее и позаботились о презентабельном виде нашего продукта.

rynok6ИМПОРТ

Стоимость логистики возросла более чем в три раза еще в «ковидные» времена. С марта этого года она выросла еще больше, так как транспортировка грузов из Европы и США подорожала дополнительно на 30-40%. Кроме того, некоторые поставщики принципиально отказываются работать с Россией . А другие хотят работать с Россией , но боятся за репутацию и согласны на альтернативные способы отгрузки товаров через юридические лица соседних стран, в этом случае добавляется стоимость услуг посреднической компании, а также стоимость дополнительных переводов и документов – это еще около +10%.

ПАРТНЕРЫ

К сожалению, далеко не все наши деловые партнеры отнеслись с пониманием к новым реалиям. Мы сотрудничали с более чем 30 зарубежными брендами. Из них только 2 поставщика согласны отгружать продукцию в Россию напрямую, 4 согласны работать через посреднические компании соседних стран, а все остальные заняли принципиальную позицию. Правда, от двух компаний мы получили своего рода «письма сочувствия», что они бы и рады продолжить работу с нами, но не могут из-за распоряжения на уровне руководства своей страны и желают нам удачи в эти нелегкие времена. Остальные просто перестали выходить на связь.

СПРОС

Покупателей стало на 30% меньше. Заказов раньше было в целом больше, сей час они реже, но по суммам больше. Запросы и их активность еще не вернулись к уровню 2021 года, но уже видна тенденция роста.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛИЕНТОВ

Важно обращать внимание на наличие календаря поставок и стоков у поставщика, на закрепление цен в момент согласования заказа и на сроки. Запрашивать образцы в нескольких цветах и оттенках лучше всегда сразу. Иногда миксовать цвета при недоборе тиража правильнее, чем отказываться от сделки. Спокойно реагировать на снижение или ограничения в предлагаемых коммерческих условиях. Если будет поставка под заказ, то лучше увеличивать сроки на 30% от привычных. Не забывать, что рынок изменился, и транслировать это сотрудникам и клиентам. Не бояться рассматривать альтернативы привычным брендам.

rynok5

ТОП-5 ТОВАРОВ ВЫСОКОГО СУВЕНИРНОГО СЕЗОНА 2022

Мы отмечаем возрастающую популярность ароматов для дома и ароматических свечей. По-прежнему в топе продаж ланч-боксы интересных форм, термосы, бутылки для воды, бокалы для вина и шампанского, декантеры, шкатулки для хранения украшений. В следующем году мы хотим присмотреться к теме домашнего сада и наборов для ферментации. Эти две темы – зелень и ферментация – сейчас в особом тренде. Возможно, здесь мы найдем хорошие решения для необычных подарков.

ПРОГНОЗ НА ОСЕНЬ-ЗИМУ 2022/23

Сезон может оказаться непростым. Вполне возможны сокращения бюджетов на подарки, так как экономическая ситуация довольно сложная и, самое главное, непредсказуемая. В то же время, любые непростые времена – это период возможностей. Многие компании ушли с рынка, то есть интересных товаров стало меньше. Это возможность для российских компаний совершить прорыв и занять новые ниши.

 

rynok7

 

ОЛЬГА КОЛТУНЧИК, руководительница компании «Нью-Тон»

www.new-ton.org

 

rynok8ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2022

В марте и апреле этого года мы столкнулись с необходимостью полностью перестраивать систему логистики. Кроме того, к сожалению, не всех поставщиков удалось убедить продолжать сотрудничество. Но несмотря на то, что весной мы столкнулись с частичной заморозкой по заказам, полугодие все-таки удалось завершить даже с небольшим ростом относительно предыдущего года. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ С введением санкций мы потеряли возможность импортировать из Европы любую электронику, однако сохранили привычный всем ассортимент отличной недорогой промопродукции с большими складскими остатками, а также бизнес-подарков от европейских брендов с быстрой доставкой. Качество осталось на прежнем уровне – отличное! Поставки из Европы – еженедельные, как и было. ИМПОРТ Нам пришлось заново отстроить систему логистики из Европы с учетом новых ограничений. Благодаря нашему давнему плодотворному сотрудничеству с европейскими компаниями, практически все сохранили с нами теплые деловые отношения. Задержек в поставках не случалось, все товары привозим в срок. ПАРТНЕРЫ

Почти все наши партнеры отнеслись с пониманием к новым реалиям, лишь одни выразили свое решительное несогласие продолжать 14-летнее сотрудничество.

СПРОС

В новых условиях спрос со стороны наших заказчиков не только не снизился, но и вырос. А благодаря широкому ассортименту и большим складским остаткам товаров из Европы мы можем предложить подарки на любой бюджет и продолжаем радовать покупателей новинками.

rynok9РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛИЕНТОВ

Обращайте внимание на новинки, которые появляются в европейских каталогах. Как показывает практика, компании, которые готовят сани летом, получают в итоге именно то, что они хотели. А если начинать думать о новогодних подарках в ноябре, можно оказаться перед очень ограниченным выбором, ведь складские остатки перед Новым годом очень быстро тают. Хотя последняя поставка из Европы в этом году планируется 27 декабря – для тех, кто только-только вспомнил.

ТОП-5 ТОВАРОВ ВЫСОКОГО СУВЕНИРНОГО СЕЗОНА 2022

Всегда пользуется спросом сезонный текстиль – толстовки, перчатки и т.д. Товары для спорта – также неизменный хит последних лет. Подарки, которые пригодятся на кухне (мельницы, штопоры, наборы для фондю) – еще один эффективный маркетинговый инструмент. Четвертая популярная категория – письменные наборы и настольные органайзеры. И, конечно же, различные бутылки и кружки.

 

 

rynok92

 

ОЛЬГА ЖУКОВА, генеральный директор «Первой Сувенирной Компании»

www.1souvenir.ru

 

ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ

2022 Начало 2022 года было очень динамичным и оживленным, но в конце зимы мы снова оказались в состоянии глобальной неопределенности – одни компании приостановили свои закупки, другие начали покидать российский рынок. Но несмотря на все трудности, за первое полугодие рост компании составил около 30%.

rynok91ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ

Импортировать товары из Европы стало дольше и дороже, часть брендов стала недоступна для заказа, соответственно, ассортимент сократился. Но на качестве это сильно не отразилось, так как мы продолжаем продавать продукцию с наших российских складов, искать аналоги на отечественном рынке, да и возить импортную продукцию тоже, просто на новых условиях.

ПАРТНЕРЫ

И мы, и партнеры живем в одной стране и одном информационном поле, поэтому с пониманием относимся к изменениям и вместе учимся жить в новой реальности.

СПРОС

Изменилась реальность – изменились и тренды покупательского поведения. Первый из них – это осознанное расходование бюджета. Менеджеры по закупкам и маркетологи стали более трепетно подбирать сувенирно-подарочную продукцию для своих компаний. Теперь клиент хочет получить не просто брендированный товар, ему важно, чтобы у продукта была концепция и смысловая нагрузка. Вторая актуальная тенденция – спрос на все отечественное (глобальное импортозамещение). Третий тренд – сохранение командного духа при удаленной работе и работе на релокации. Акцент на ментальное здоровье и поддержку. Трансляция позитивных и подбадривающих лозунгов через мерч.

ТРЕНДЫ И ХИТЫ СЕЗОНА 2022/23

Мы рекомендуем заказчикам начинать разработку мерча с концепции, чтобы помимо функциональности вещь несла смысл, понятный и близкий аудитории компании. И, конечно, она должна быть качественной и актуальной. Также не теряют популярности разнообразные экотовары. Особое внимание советуем обратить на детские наборы, которые повышают лояльность сотрудников к бренду через самое ценное – детей. Подводя итоги, можно сказать, что хитами сезона станут приветственные наборы для сотрудников (welcome packs), всевозможный мерч, концептуальные подарочные сеты для взрослых и детей и, конечно же, традиционные корпоративные подарки.

 rynok93

 

rynok95

 

СЕРГЕЙ СИНИЦЫН, маркетолог компании «норгис Пресс»

www.norgispress.ru

 

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ

Есть сложности с поставками некоторых материалов, красок и клея. На ассортименте и качестве в ближайшее время это не отразится, так как имеются складские запасы.

ИМПОРТ

Значительно увеличились сроки поставок из-за рубежа, некоторые позиции стали недоступны. Выросли цены на расходные материалы и запчасти к полиграфическому оборудованию.

ПАРТНЕРЫ

Мы стараемся не перекладывать проблемы на наших клиентов, для них практически ничего не изменилось. Позиции, недоступные для заказа, мы заменяем аналогичной продукцией других поставщиков.

СПРОС

Изменения покупательского спроса, конечно, есть. Уход с рынка некоторых иностранных компаний повлиял на объем продаж, но окончательные выводы делать еще рано, так как 70% корпоративных заказов приходится на осень.

rynok

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛИЕНТОВ

У многих поставщиков изменились сроки поставок и ассортимент, выросла стоимость услуг брендирования. Это стоит учитывать при формировании бюджета на бизнес-подарки.

ПРОГНОЗ НА ОСЕНЬ-ЗИМУ 2022/23

Судя по количеству поступающих запросов, сезон пройдет не хуже, чем в 2021 году. Возможно, будет смещение спроса в сторону более бюджетной продукции.

В раздел

Актуальные события