Эксклюзивные материалы Гифт Ревью
- Создано: 03 сентября 2022
Елочный шар, пожалуй, один из самых узнаваемых символов Нового года и неизменно популярный бизнес-подарок. Это универсальный сувенир, который украсит офисную или домашнюю елку, напомнит о сотрудничестве с вашей компанией, создаст праздничную атмосферу. В рамках постоянной рубрики «Ликбез» мы расскажем о тонкостях производства, брендирования, ценообразования корпоративных елочных шаров, а также поделимся с заказчиками полезными советами и лайфхаками.
(Журнальная версия доступна здесь, стр.22. Скачать весь выпуск здесь)
ПРОИЗВОДСТВО
Елочный шар, или, как его называют профессионалы, «колба», может быть двух видов – автоматической и ручной выдувки. Автоматическая колба создается на производстве механизированно, ручная – выдувается мастерамистеклодувами.
Елочные шары ручной выдувки делают из полых стеклянных трубок – стеклодротов. Отрезок трубки нагревают газовой горелкой, растягивают («тянут пульку») и отделяют горячий кусок для работы. В процессе выдувания стекло постоянно нагревают. Через «усик» мастер вдувает внутрь воздух, дозируя его количество, поворачивая заготовку над пламенем и доводя шар до определенного диаметра.
Колба с ручной выдувкой имеет вариации в размере до 1 мм, форма шара тоже может меняться от более сплющенной к более округлой. Такие шары подойдут для ценителей ручной работы. К минусам можно отнести тонкость стекла и более высокий процент боя при нанесении и транспортировке. Также за счет более сплющенной формы шаров нанесенное изображение может немного искажаться.
Елочные шары, которые остаются прозрачными, называются «гольё». Такие шары также расписывают и иногда кладут в них наполнители – искусственный снег или другие мелкие декорирующие элементы.
Колба с автоматической выдувкой имеет более толстое стекло и идеально круглую форму. За счет этих двух факторов елочные шары автоматической выдувки пользуются большой популярностью у корпоративных заказчиков.
После выдувки шар необходимо посеребрить изнутри, после этого он становится зеркальным. Благодаря серебрению при дальнейшем покрытии шара краской или лаком цвет покрытия будет насыщенным, непрозрачным. Некоторые производители экономят время и средства, исключая процесс серебрения, что может делать шар менее ярким.
Шар диаметром 100 мм – самый удачный вариант для нанесения логотипа или индивидуального изображения. Шары с меньшим диаметром проигрывают из-за маленькой площади нанесения рисунка.
После серебрения шар красится снаружи – окунается в краску и сушится в печах. Наиболее популярные текстуры покрытия – матовые и глянцевые, цвета – синий, красный, белый, золотой, голубой. В последнее время также пользуются спросом шары черного и шоколадного цветов. Самые распространенные диаметры шаров: 4, 6, 8 и 10 см.
Современные технологии позволяют примешивать к стеклу добавки, помогающие укрепить будущий шар. Елочное украшение из такой стеклопластиковой смеси будет более прочным, а форма может быть сложнее, чем при использовании чистого стекла. Тираж подобных изделий обычно от 500 штук, срок изготовления – от 3-4 месяцев.
Для премиальных подарков лучше выбирать елочные шары из качественных, благородных материалов (фарфор, керамика, стекло) с ручной росписью. Если нужно удивить взыскательного клиента, закажите шар оригинальной, нестандартной формы.
БРЕНДИРОВАНИЕ
Тампопечать – самый популярный метод нанесения изображений на елочные шары. Чаще всего делается в один-два цвета. Картинку на запечатываемую поверхность переносят при помощи специального рабочего элемента (тампона), изготовленного из резины либо силикона.
Шелкография – разновидность трафаретной печати, в которой в качестве материала для изготовления печатной формы используются специальные сетки с высокой частотой расположения нитей. Обычно выполняется в один, два или три цвета. Гораздо реже можно встретить покрытие в четыре цвета: такое решение сильно зависит от макета.
Ручная роспись – роспись шаров художниками. Здесь можно не ограничиваться площадью и расписать шар наполовину или по кругу. Каждый шар при ручной росписи неповторим, в этом и есть основное преимущество хендмейдработы. В зависимости от профессионализма художника на шаре могут быть изображены даже репродукции картин. Обратите внимание на качество росписи, краски и есть ли лакировка (матовая или глянцевая). Помните, что не все краски требуют дополнительной лакировки и некоторые макеты лучше выглядят без нее. Важно понимать, что ручная роспись занимает больше времени, чем печать. Поэтому не стоит откладывать заказ на «высокий сезон», который начинается примерно с сентября. Чем раньше вы закажете тираж, тем больше времени будет уделено именно вашей партии: исполнение окажется более качественным, а сроки – короткими.
УФ-печать – нанесение картинки на шар специальным принтером, заправленным особенными чернилами, затвердевающими под воздействием ультрафиолетовых лучей. Как правило, это полноцветная печать, однако она имеет определенные ограничения по размеру и может покрывать лишь около половины диаметра шара. Этот метод нанесения требует больше времени, чем шелкография и тампопечать при больших тиражах, но меньше, чем ручная роспись.
Выкладка стразами – один из самых редких и трудоемких способов нанесения изображения на шар.
Деколь – тонкая наклейка изображения, иными словами, переводная картинка, которая остается на шаре и закрепляется определенным образом. При этом края требуют доработки глиттером или краской. Часто для удешевления и ускорения процесса ручную роспись заменяют деколью, декорируя ее «под ручную роспись».
Пескоструйная гравировка – относительно новый для отрасли вид нанесения логотипа, который отличается необычным визуальным видом. К плюсам этого метода можно отнести скорость обработки, четкость линий и высокую степень детализации изображения, возможность гравирования точечных рисунков и портретов. Технология позволяет нанести рисунок как с одной стороны шара, оставив место для логотипа или поздравительной надписи, так и по всей поверхности.
Существуют и дополнительные варианты брендирования елочных шаров. Например, лента с логотипом, которая привязывается к колпачку шара. Брендирование ленты значительно дешевле, чем персонализация самого изделия, поэтому иногда клиенты приобретают шары с классическими рисунками или Символом года и дополняют их брендированной лентой. Также к колпачку шара можно прикрепить металлический шильдик или фигурку из фанеры с логотипом компании.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Первое, что необходимо знать: на рынке очень разные цены. Так, один и тот же несложный шар тиражом 300 штук может стоить от 400 до 2000 рублей за штуку. На цену очень влияет сложность росписи, ее детализация и качество. Немаловажен и регион, в котором располагается фабрика.
Новогодние шары могут быть отличным подарком для любой категории получателей: от эконом-сегмента до VIP. Например, в качестве промосувенира можно выбрать шар меньшего диаметра с автоматическим нанесением и бюджетную подарочную картонную упаковку. Для подарка среднего ценового сегмента можно взять шар диаметром 10 см с нанесением, дополнить его бантом и красивой упаковкой из картона. Для премиум-подарка подойдет шар или набор шаров с ручной росписью в коробке из переплетного картона с атласным ложементом. Ну а для VIP-получателей можно изготовить шары в технологии лаковой миниатюры с использованием сусального золота, тончайшей росписи (в том числе репродукции картин известных художников) и многослойного лакового покрытия.
Как отличить пластиковый елочный шар от стеклянного? У пластиковых шаров есть шов, а колпачок, как правило не снимается, а приварен. Если вам нужно изготовить бюджетные шары тиражом более 100 тысяч штук, лучше выбрать пластик. Для меньших тиражей рекомендуется стекло.
Заранее определитесь с размером шара и материалом. Самый популярный размер – 100 мм, материал – стекло. Всегда изучайте предложения нескольких поставщиков, в том числе с разной ценовой политикой. Внимательно изучите портфолио и оцените, насколько комфортно и оперативно с вами общается менеджер или представитель компании.
Елочные шары – сезонный товар. Поэтому о таком заказе лучше позаботиться заранее – не позднее ноября. А если запустить заказ, скажем, в мае, то можно получить приятные скидки. С середины декабря большинство заказов выполнить уже не получится. А с ноября обычно расчет ведется по повышенному прайсу.
Фабрика елочных игрушек BARTOSH: "За смену опытный мастер-стеклодув выдувает около 250-300 шаров, а художник способен расписать в день 8-20 шаров средней сложности. Качество росписи зависит не только от профессионализма мастера, но и от материалов. Никогда нельзя экономить на качественных красках и кистях! Задача главного художника следить за трендами и новинками в сфере декора, постоянно быть в поиске новых материалов и идей. Эксперименты здесь имеют большое значение. Например, мы используем не только различные глиттеры, но и стеклянные гранулы, эпоксидную смолу, светящуюся в темноте краску, золото и поталь, объемные пасты, золотые нити, перламутры, лаки, применяем инкрустацию натуральными и искусственными камнями. Также пользуются спросом керамические и фарфоровые изделия, изготовленные методом шликерного литья. Они крепче стекла, имеют больше возможностей для реализации сложных фантазийных форм. Изделия порой проходят до пяти обжигов в печи при разных температурах. Они могут быть как в белом глазурованном виде с нанесением препарата золота, так и полностью расписными".
УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВКА
Есть несколько основных видов упаковки елочных шаров.
Эконом-класс – упаковка из пластика или картона с окошками, как правило, без печати на 1, 2, 3, 4 и иногда более шаров.
Средний класс – картонные коробочки с качественной печатью.
Премиум-класс – упаковка из фанеры и переплетного картона с разнообразными ложементами.
Суперпремиум-класс – деревянные ларцы с ложементом из бархата или атласа.
Если шары не изолированы друг от друга при транспортировке, между ними возникает трение, на покрытии появляются царапины и другие дефекты. Обязательно уточняйте у поставщика, будет ли каждый шар в индивидуальной упаковке или обернут специальным материалом (бумага, пупырчатая пленка, специальные изолирующие ячейки).
Если вы используете не предложенную исполнителем подарочную коробку, а свою собственную, обратите внимание на несколько аспектов: сможет ли поставщик это реализовать и по какой цене; насколько надежна фасовка в транспортную упаковку (как без подарочных коробочек, так и с ними); предусмотрена ли бесплатная замена шаров в случае боя при транспортировке.
ЛАЙФХАКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ
При беглом взгляде на рынок елочных шаров может показаться, что выбор безграничен, а компаний-производителей достаточно много. Однако при ближайшем рассмотрении быстро выясняется, что большинство игроков – это либо рекламные агентства, либо посредники (дилеры производителей). Конечно, первым делом следует определиться: хотите вы работать напрямую с производителем или вам нужен подрядчик. Производители не всегда могут предложить комплексные услуги, такие как продуманная упаковка и дополнительная комплектация корпоративного подарка. Подрядчик же, скорее всего, сможет обеспечить весь комплекс работ по разработке и реализации подарка, минимизирует все риски. Кроме того, есть частные мастерские, которые являются производителями елочных шаров, а также предоставляют комплексные услуги.
Многие получатели корпоративных подарков устали от логотипов, поэтому иногда стоит подумать о какой-нибудь картинке (например, Символе года) или позитивной надписи, которую хочется видеть на елке, а логотип сделать не таким крупным. Ведь никто не хочет, чтобы подарок, на который были потрачены средства компании, был воспринят как рекламный мусор и заброшен на дальнюю полку.
Обязательно заказывайте пилотный образец. Некоторые производители делают его бесплатно, у других стоимость разработки составляет в среднем от 1000 до 5000 рублей.
Не всегда имеет смысл делать печать с двух сторон, так как шар, висящий на елке, виден только с одной стороны.
Важно понимать, что цвета на пантонном веере – это краска, нанесенная на определенный вид бумаги, а при нанесении этого же цвета на стеклянный шар оттенок будет отличаться, например, в зависимости от разного освещения. Поэтому не стоит требовать 100% попадания в фирменный цвет.
Если у вас нет макета и необходима разработка шара «с нуля», имейте в виду, что ручная роспись не требует обязательного макетирования в компьютерной графике. Вполне возможно обойтись карандашным эскизом для согласования примерной композиции, а уже на пилотном образце дорабатывать макет. При разработке дизайна не всегда можно учесть окружность и то, как должен «лечь» рисунок, чтобы не было визуальных искажений.
«Пилот» не стоит согласовывать по фотографиям: закажите и посмотрите вживую. Фотография может или ухудшать визуально саму роспись или скрыть преимущества композиции. Стоит помнить: даже цвет зацепки (держателя, который надевается на цоколь) должен подходить к дизайну. Есть два стандартных цвета – серебро и золото.
Благодарим за помощь в подготовке материала: Russian Елка (www.shar-logotip.ru, www.rospis-corp.ru, www.shar-rospis.ru), Vivere Gifts, Музей «Фабрика елочных игрушек», «Коломеев», Фабрика елочных игрушек BARTOSH, Maxim Decor.