Витрина

Публикации компаний

Как изменилась промоиндустрия за время пандемии

GIFT Review много писал об изменениях, затронувших рынок корпоративных подарков за время пандемии. На страницах журнала вы найдете аналитику, статистику, «прямую речь» ведущих поставщиков, производителей, заказчиков бизнес-сувениров и промопродукции. С того момента, как слово «коронавирус» прочно вошло в нашу жизнь, прошло уже два года. И в этой статье мы хотим бросить ретроспективный взгляд на прошедшие события, обобщить опыт рекламно-сувенирной отрасли за период пандемии, выделить основные тренды и рассказать о том, как менялась промоиндустрия в это непростое время.

(Журнальная версия доступна здесь, стр.62. Скачать весь выпуск здесь)

 

ГЛОБАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

pandemiaНачальный этап пандемии, оказавший непосредственное влияние на рынок корпоративных подарков, пришелся на весну 2020 года. Именно тогда в России был объявлен первый масштабный локдаун, из-за чего вся индустрия пребывала в некоторой стагнации, а производители и поставщики несли ощутимые финансовые потери: как из-за ситуативного снижения спроса на бизнес-сувениры, так и из-за ограничений на производство, очную работу, приостановок поставок из-за рубежа.

Тогда же стихийно сформировался ажиотажный спрос на средства индивидуальной защиты (СИЗ) – брендированные маски и санитайзеры. Эти товары мгновенно стали чуть ли не единственным востребованным промопродуктом. Поэтому многие компании были вынуждены «на ходу» перепрофилироваться – кажется, защитные маски шили и продавали тогда буквально все.

Интересно, что на начальном этапе таких изменений поставщики получали много негатива от клиентов: начиная от обвинений в спекуляции на трагедии общества и заканчивая утверждениями о неэффективности некоторых СИЗ (например, многоразовых текстильных масок).

В сентябре 2020 года мы спросили у поставщиков и производителей бизнес-сувениров, какие меры они предпринимали при объявлении режима самоизоляции, удалось ли им воспользоваться господдержкой, как они оценивают удаленную работу и т.д. Почти все говорили об оптимизации бизнес-процессов, сокращении расходов, разработке новых продуктов, наращивании активности в соцсетях. По нашим данным, около 60% респондентов получили поддержку от государства – на- пример, льготное кредитование на заработную плату. Также радовало то, что представители различных компаний единодушно отмечали обоюдное взаимопонимание и поддержку с партнерами, клиентами и поставщиками, что, конечно, было особенно ценно в это нелегкое время.

pandemia1Второй этап пандемии пришелся на осень 2020 года. Прошло больше полугода с начала невеселых событий, рынок немного адаптировался к новым реалиям, и даже стали появляться новые, «ковидные», тренды в сувенирной индустрии. Безусловным хитом проморынка стали брендированные средства индивидуальной защиты – товары, которые не только помогли многим компаниям выжить в условиях пандемии, но и стали полезными и даже незаменимыми для клиентов.


По статистике GIFT Review, в 2020 году доля продаж брендированных СИЗ и подарочных наборов с ними в разных компаниях составила от 10% до 100%, причем основной рост пришелся на второй квартал и постепенно стабилизировался к концу года.


Из новинок и необычных клиентских запросов в данной тематике наши респонденты отмечали маски с отделением для трубочки, чтобы пить вино, компактные санитайзеры-карты, спреи-антисептики во флаконе от духов с изысканными ароматами, цветные антисептические жидкости, многофункциональные защитные маски из шелка. Особой популярностью у заказчиков в этот период пользовались подарочные наборы, содержащие брендированную маску, перчатки, санитайзер и иную более привычную сувенирную продукцию.

pandemia2Нельзя не отметить еще одну добрую тенденцию того времени – тренд на эмоциональную поддержу сотрудников на «удаленке». Работодатели старались дать коллегам больше позитивных эмоций, так необходимых в нестабильной стрессовой ситуации, поэтому очень популярными стали подарочные боксы с бесконтактной доставкой, в состав которых входили брендированные маски, перчатки, антисептики, сувенирные магниты, ежедневники, термокружки, сладости и т.д.

Один из интересных прогнозов на ближайшие годы, которому суждено было сбыться, мы получили от ведущего игрока российского сувенирного рынка, компании «Проект 111»: «СИЗ в какой-то момент станут стандартом мероприятий, как подарочные ручки, блокноты или шоперы, как привычное сопровождение подарков, которые используются в публичном пространстве: дополнение к велкам-киту, обязательная часть конференц-набора, привычная часть снабжения рабочего места сотрудников первой линии. Ажиотажного спроса не будет не потому, что болезнь отступает, а потому что производство налажено и дефицита больше нет».

 

ПЕРЕХОД В ОНЛАЙН

Один из глобальных мировых трендов 2020 года, который не мог не коснуться рекламной индустрии, – тотальная цифровизация. В этот период увеличился спрос на электронные подарки – виртуальные карты и сертификаты. И это вполне объяснимо: помимо безопасности для здоровья и бесконтактной доставки, цифровые презенты помогают компаниям решать множество задач, будь то проведение промоакций для клиентов, поощрение сотрудников, стимулирование продаж или праздничное событие. Электронные подарочные карты регулируются по номиналам, срокам действия, форматам использования и подходят для любой аудитории. Кроме гибкости в использовании, к основным преимуществам диджитал-подарков можно отнести «моментальность», доступность, бережное отношение к природе и, конечно, экономию средств компании за счет отсутствия расходов на производство «физических» подарков, упаковку и логистику.

pandemia3


По словам представителей ивент-индустрии, количество цифровых мероприятий в России в 2020 году увеличилось примерно на 30% по сравнению с 2019 годом.


«Цифровой» тренд также оказал огромное влияние на ивент-индустрию. В связи с массовым переходом на удаленную работу организаторы бизнес-мероприятий были вынуж- дены искать инновационные форматы для продолжения работы в условиях пандемии, а участники – приспосабливаться к новым реалиям. Очевидным решением в этой ситуации стал онлайн – посещение «реальных» выставочных залов замени- ли виртуальные конференции, презентации и встречи. В диджитал перешли научные конгрессы, открытые форумы на де- сятки тысяч участников, узкоспециализированные воркшопы и корпоративные праздники. Организаторы ивентов в срочном порядке создавали новые онлайн-платформы, где посетители могли планировать виртуальные встречи, общаться по ви- деосвязи, проводить прямые эфиры, онлайн-квесты, квизы, тимбилдинги и даже создавать адвент-календари. Также обратил на себя особое внимание очень интересный цифровой маркетинговый инструмент – matchmaking, то есть точный подбор и рекомендации каждому посетителю потенциально интересных компаний или продуктов с помощью искусственного интеллекта.

Из неоспоримых плюсов цифрового формата – охват, высокая эффективность, контроль и аналитика. Однако респонденты GIFT Review отмечали, что при всем многообразии возможностей онлайну, конечно же, не хватает энергетики, «живых флюидов», ощущения присутствия.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

pandemia4В 2021 году самым масштабным трендом промоиндустрии стали сувениры для дома и быта. «Удаленка» прочно вошла в нашу жизнь, поэтому всевозможные предметы интерьера, декора, посуда, кухонная утварь, домашний текстиль, функциональные гаджеты и аксессуары стали особенно популярны и в сфере корпоративных подарков.

Вот что говорит об этом Татьяна Головизнина, менеджер подразделения по работе с корпоративными клиентами компании «ИКЕА Россия»: «Покупатели выбирают товары, которые помогают им обустроить свою жизнь в новой реальности: мы стали чаще бывать дома всей семьей, готовить и хранить еду, задумываться о более здоровом образе жизни. Сейчас многие отдают предпочтение функциональным подаркам, например, повышенным спросом пользуется посуда, все для чая и кофе, товары для удаленной работы (подставки для ноутбуков, планшетов и телефонов, беспроводные зарядные устройства), а также товары для детей».

pandemia6Популярны также товары из категории «Умный дом» (смарт-часы и будильники, зарядные станции, bluetooth-колонки, usb-лампы) и гаджеты для здоровья (УФ-стерилизаторы, аромадезинфекторы, рециркуляторы воздуха, электрические зубные щетки, массажеры и т.д.).

А в весенне-летний период в тренде подарки для отдыха в загородном доме или на природе: складные матрасы и подушки для сидения, фартуки для барбекю, дизайнерские объекты – уличные очаги, скульптуры топиари.

Очень заметной по-прежнему остается экотенденция. Она популяризирует осознанное потребление, и, как следствие, товары из переработанного пластика или природных материалов – льна, органического хлопка, дерева, бумаги, стекла, бамбука.

pandemia5Еще одна любопытная примета времени – тренд на подарки с мотивами путешествий, которому способствовало длительное закрытие границ. Так, в сегменте гастрономических сувениров стала популярна продукция, которая ассоциируется с определенной страной: например, мармелад из красного вина к сыру – вкус Грузии, варенье из трио цитрусов: апельсина, грейпфрута и лимона – вкус Лазурного берега Франции.

Также пользуются спросом крафтовые подарки со всего мира: например, декоративные буквы из древесины индонезийских лодок, подушки из традиционного восточного ковра килим, оригинальные морские композиции и многое другое.

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ

Очевидно, что с момента начала пандемии промоиндустрия претерпела огромные изменения. Пожалуй, это был первый масштабный опыт ведения бизнеса буквально «вслепую», когда горизонт планирования сузился до считанных дней. Новые продукты, решения, способы взаимодействия с клиентами искали буквально все – и этот процесс все еще продолжается. Но и в кризисное время можно найти свои плюсы: в целом рекламно-сувенирный рынок стал намного «человечнее», теперь уже никого не удивляют детские голоса на фоне «удаленных» деловых переговоров, а мягкий плед или забавная кружка в качестве корпоративного подарка стали цениться не меньше, чем солидный ежедневник или визитница. И, конечно, за последние годы мы все стали еще больше дорожить теплыми партнерскими отношениями и взаимоподдержкой – неважно, в семье или на работе. Нам остается только пожелать коллегам сохранить здоровье, вдохновение, оптимизм и идти вперед несмотря ни на что.

Анна Михайлова

В раздел

Актуальные события