Витрина

Публикации компаний

Цифровые подарки — зло или благо для сувенирного рынка?

На сегодняшний день различные цифровые продукты переживают настоящий бум. И промоиндустрия не стала исключением – электронные подарочные карты и сертификаты пользуются все большей популярностью. В этом аналитическом материале мы хотим рассмотреть все плюсы и минусы диджитал-презентов и понять, способствует ли «цифра» развитию сувенирного рынка или, наоборот, ставит под угрозу само существование традиционных подарков.

(Журнальная версия доступна здесь, стр.48. Скачать весь выпуск здесь)

ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ

cifra6Подарочные сертификаты в качестве «частных» подарков давно стали привычными и удобными, они позволяют получателю приобрести подходящий товар в интернет-магазине или использовать офлайн. Однако вопрос о том, как можно использовать цифровые подарки для бизнеса, для многих остается открытым. Давайте разбираться. Вот что говорят об этом в компании «Дарить Легко», которая уже более 14 лет занимается решениями в области подарочных карт: «Электронные карты многообразны и легко адаптируются под задачи бизнеса, будь то проведение промоакций для клиентов, поощрение сотрудников, стимулирование продаж или праздничное событие. Монобрендовые и мультибрендовые карты, подарочные банковские карты хорошо подходят для решения этих задач: они регулируются по номиналам, срокам действия, способам доставки, форматам использования и подходят для любой аудитории».

cifra8В Gmoji Russia уверены, что цифровые сертификаты особенно полезны, когда необходимо сделать большое количество подарков с отправкой по всей стране или за ее пределы, сроки ограничены, а предпочтения получателей неизвестны.

cifra7Екатерина Разумова, операционный директор компании, приводит конкретный пример: «Более трехсот сотрудников колл-центра Profi.ru, крупнейшего онлайн-сервиса по поиску специалистов разных направлений, работают удаленно, но чувствуют себя частью компании. Например, когда в офисе отмечают Хеллоуин, ребята на «удаленке» тоже получают кастомизированый электронный сертификат на «страшно» бодрящий кофе, который могут забрать в ближайшей кофейне».

Елена Цивилева, директор по развитию компании Giftery, представила еще несколько кейсов использования электронных бизнес-подарков: «Один из наших клиентов, микрофинансовая организация «МигКредит», поставил перед собой задачу – не забыть поздравить ни одного из своих сотрудников с Днем рождения. У нас есть технологическое решение, которое называется «b2b-кабинет» – сервис автоматических отправок подарочных карт. Компания загружает туда базу получателей, email-адреса сотрудников, настраивает даты отправки, номиналы, добавляет поздравление. Человек точно не останется без знака внимания со стороны компании!

Другой наш партнер Fox In Box – платформа корпоративного обучения. Численность сотрудников клиентов Fox In Box – от 1000 человек, и работают они от Калининграда до Камчатки. Сотрудники выполняют поставленные задачи, копят баллы и получают за них подарки. Раньше компания организовывала «физическую» доставку, причем логистика «двухсторонняя» – привезти презент и получить закрывающие документы. Это огромные затраты – как денежные, так и организационные. Когда Fox In Box перешла на электронные подарочные сертификаты от Giftery, то оказалось, что помимо бюджета компания экономит минимум три рабочих дня двух сотрудников».

Олеся Кривенко, директор по развитию компании «Подарок в квадрате», рассказала о том, как виртуальные карты помогают HR-специалистам распределенных компаний эффективно решать «подарочный вопрос» в период массового перехода на «удаленку» и отмены корпоративов так, чтобы учесть предпочтения каждого сотрудника. Например, крупная международная продовольственная компания, известный производитель молочных продуктов и других продуктов питания, впервые в 2021 году выбрала для новогодних подарков детям сотрудников брендированные пре- доплаченные карты «Дети» Mastercard вместо стандартных сладких наборов. Картой можно оплатить покупку в любых детских онлайн- и офлайн-магазинах России. Так как сотрудники компании находятся по всей стране, было важно найти не только оптимальное решение с точки зрения интересов детей любого возраста, но и минимальных затрат на администрирование и дистрибуцию подарков.


ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРТИФИКАТОВ ДЛЯ БИЗНЕСА:

• подарки сотрудникам, покупателям, дилерам, поставщикам,

• промоакции, программы лояльности для покупателей,

• поощрение сотрудников и мотивация точек продаж,

• онлайн-программы лояльности или витрины призов для потребителей,

• государственные лотереи и акции с призами в виде сертификатов.


cifra9

cifra4ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Помимо очевидных выгод использования цифровых подарочных сертификатов, таких как экономия бюджета на производство и логистику традиционных подарков, есть еще ряд преимуществ. В компании «Дарить Легко» подчеркивают, что «электронный сертификат можно отправить в любую точку России. Это особенно важно сейчас, когда многие работают удаленно. E-mail-рассылка с поздравлением и сюрпризом придет моментально и создаст ощущение праздника, а возможность персонализировать электронный сертификат оставит в памяти получателя приятные воспоминания о бренде отправителя. Кроме того, так как сертификат – это онлайн-продукт, его можно совместить с любым «физическим» сувениром, добавив к нему QR-код».

cifra5Инна Костикова («Дигифт») видит удобство в «моментальности», безопасности и доступности цифрового подарка – виртуальная карта хранится в смартфоне, ее не нужно носить с собой в виде пластиковой карты, которую легко забыть или потерять.

Елена Цивилева (Giftery) обращает внимание на социальную ответственность бизнеса и бережное отношение к окружающей среде (актуальный экотренд) за счет отсут- ствия лишнего мусора, пробок на дорогах и вредных выхлопов в атмосферу, а Лидия Костенко («Золотая корона») отмечает эффективность этого маркетингового инструмента, с помощью которого можно получить новых клиентов, запустить рекламную кампанию, повысить узнаваемость бренда и лояльность покупателей. В компании «Подарок в квадрате» уверены, что «в условиях пандемии выигрывают те, кто сумел адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса. Подарок в виде виртуальной предоплаченной карты – это в первую очередь забота о сотруднике, партнере и максимально эффективное расходование средств компании».


Giftery: «C декабря 2020 года у нас появилась функция дополненной реальности (AR). Компания может создать свой анимационный ролик, например, поздравление руководителя. Получателю на электронную почту придет сертификат, и при наведении экрана смартфона на QR-код его подарочная карта «оживет».


В Gmoji Russia с нами поделились реальной историей для иллюстрации преимуществ цифровых подарков: «Одна региональная телекоммуникационная компания подарила сотрудницам очень дорогие красивые палантины. Их единственный недостаток заключался в том, что они были одинаковыми. Естественно, первоначальное положительное впечатление сменилось разочарованием.

В случае же электронного сертификата, компания может достаточно быстро кастомизировать его, чтобы использовать подарок как дополнительный способ коммуникации с получателем».


Согласно исследованиям компании «Дигифт», гендерный и возрастной состав аудитории цифровых подарков значительно расширился в связи с тотальным переходом в онлайн из-за пандемии. Если до 2020 года основными пользователями электронных подарочных карт были женщины 25-35 лет, то сейчас виртуальными сертификатами активно пользуются и мужчины, а возрастной диапазон увеличился до 54 лет (25-35 лет – 30%, 35-45 лет – 24%, 45-55 лет – 15%).


cifra3

Что же можно сказать о минусах виртуальных подарочных карт? Александр Алексеев (King Gifts) относит к недостаткам следующее: некоторые сертификаты не суммируются в одной покупке, и их можно потратить только в одной торговой сети (кроме карт myGift, которыми можно платить везде), есть ограничения на товар по электронным сертификатам (например, техника Apple, сим-карты). Кроме того, в случае использования электронных карт многие отмечают отсутствие возможности видеть эмоцию от получаемого подарка (Лидия Костенко, «Золотая корона»), отсутствие энергетики традиционного подарка, тепла ручного труда (Инна Костикова, «Дигифт»).

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОДАРКИ VS ТРАДИЦИОННЫЕ СУВЕНИРЫ

Многих поставщиков и производителей бизнес-сувениров беспокоит, что в скором времени цифровые подарки составят серьезную конкуренцию «физическим». Смогут ли электронные сертификаты поставить под угрозу существование традиционных сувениров? Мы спешим успокоить коллег: ответ – скорее нет, чем да.

Как поясняет Екатерина Разумова (Gmoji Russia), «есть ряд компаний, где очень ценят личные встречи и контакт с клиентом. Поэтому пока они есть – будет и спрос на традиционные бизнес-подарки». Ее поддерживает Лидия Костенко («Золотая корона»): «Несмотря на тенденцию перехода сервисов и продуктов в онлайн, для многих людей важно вручить подарок лично, в красивом оформлении, поэтому уверенно можно сказать, что традиционные подарки и сувениры не уйдут, но скорее всего их доля на рынке будет снижаться».


По подсчетам Giftery, электронные подарки позволяют сохранить 20-25% бюджета компаний на подарочный фонд за счет отсутствия ненужной упаковки и транспортной логистики.


cifra2Что касается прогнозов по развитию данного сегмента промоиндустрии в России, то в компании «Дарить Легко» отмечают, что «спрос на электронные сертификаты и виртуальные подарочные карты будет продолжать расти, так как данный инструмент закрывает потребности бизнеса, сетевых ритейлеров и самих пользователей». Интересно альтернативное мнение поставщиков традиционных сувениров. Константин Панин, генеральный директор компании «Акцент реклама», выделяет два вида задач, которые можно решать с помощью корпоративных подарков: «Когда подарок используется в качестве стимула, бонуса, награды, то вручение сертификата оправданно. Если же с помощью презента компания стремится решить какую-либо коммуникативную задачу – привлечь внимание к бренду, сохранить в памяти события из жизни, сформировать визуальный образ проекта – то выбор нужно сделать в пользу материального подарка».


Согласно данным сервиса myGift, рост продаж на рынке цифровых карт в России за 10 месяцев 2021 года составил 122% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.


В Grasias Gift Company подчеркивают, что «электронные сертификаты никогда не вытеснят «физические» подарки. В отличие от виртуального сертификата, офлайн-презент останется с человеком надолго. Например, подарив клиенту добротный брендированный набор для кухни, можно быть уверенным, что адресат станет вспоминать о вашей компании каждый раз, когда будет готовить завтрак детям или ужин для гостей». По опыту наших собеседников, вручение виртуального сертификата в качестве корпоративного подарка почти всегда сопровождается приятным и полезным «физическим» дополнением – открыткой, футболкой, термосом, пауэрбанком и т.д. Кроме того, именно в период пандемии люди как никогда соскучились по «живому» контакту и эмоциям, поэтому традиционные бизнес-сувениры не теряют своей актуальности.


По подсчетам компании «Дарить Легко», за 2021 год продажи онлайн-магазинов выросли на 45%. За последние три года 90% пользователей программ лояльности сделали выбор в пользу цифровых подарков.


Поддерживает коллег и Руслан Магомедмирзаев, директор подарочной компании «Открытая книга»: соглашаясь с тем, что за время пандемии электронно-дистанционных новшеств стало кардинально больше, он убежден, что «традиционные подарки «умрут» только вместе с последним поколением, которое знает, что это такое. Можно провести аналогию с бумажными книгами: лет пятнадцать назад им предрекали лет десять максимум – а они живут вместе с теми, кто их читает».


По информации компании Giftery, в 2016 году мировой объем рынка подарочных карт составлял около 300 миллиардов долларов, прогнозируемый рост к 2024 году – 700 миллиардов долларов. Рынок подарочных карт в России достигнет 8 миллиардов долларов к 2023 году.


cifra1

СЛОВО ЗАКАЗЧИКУ

Наша статья была бы неполной без взгляда со стороны заказчика. Вот что говорит об использовании электронных сертификатов в качестве корпоративных подарков Ксения Чернобай, руководительница отдела маркетинговых коммуникаций компании «Информзащита»: «Мы сотрудничаем на регулярной основе с агрегатором Cuva, предлагающим сертификаты на отдых в отеле, причем место, даты и условия выбирает сам заказчик. Такой подарок всегда приятен и уместен, так как у получателя есть возможность лично определить комфортное время и условия своего отдыха. Также на «гендерные» праздники мы дарили сертификаты в Black Star carting.

cifra

По истечении полугода действия сертификатов мы связались с площадкой и уточнили, были ли они использованы. Конверсия использования составила более 90% – отличный результат, который показывает, что наши подарки нравятся клиентам и действительно в радость. Ну а это – главная цель нашей работы».


«Подарок в Квадрате»: «По результатам исследования консалтинговой компании BCG, в 2019 году Россия стала мировым лидером по числу защищенных токенизированных транзакций и крупнейшим в Европе рынком по объему операций с использованием цифровых кошельков. Это показывает, что цифровые средства оплаты прочно вошли в нашу жизнь и будут уверенно расширять долю рынка».


Анна Михайлова

В раздел

Актуальные события