Эксклюзивные материалы Гифт Ревью
- Создано: 26 мая 2024
Мы продолжаем серию статей о выставках, прошедших в апреле этого года в Гонконге. Первый репортаж о выставке электроники HKTDC Electronics Fair 2024 можно почитать здесь. На этот раз в фокусе нашего внимания – впечатления о выставке подарков и сувениров Gifts & Premium Fair 2024 Юрия Слуцкого, генерального директора группы компаний «Оазис».
— Выставки проводятся в Китае уже много лет. Первая Кантонская выставка прошла почти 70 лет назад – в 1957-ом. Выставка в Гонконге тоже проводится уже более 30 лет. За все это время выставки несколько раз отменялись, а причиной самого крупного перерыва стала, конечно же, пандемия коронавируса. Но мы видим, что мир восстанавливается, байеры (по-нашему – закупщики) начинают возвращаться на выставки в поисках новых товаров, категорий и трендов в дизайне. В этой статье я расскажу о нескольких тенденциях, которые показались мне очевидными, и которые будут касаться как самого товара, так и взаимодействия китайских поставщиков с покупателями из разных стран, в том числе из России.
Тренд 1. Нам надо больше новинок! Российский рынок корпоративных подарков и мерча постоянно требует новинок. Клиенты хотят «вау-эффекта», а поставщики делают все возможное, чтобы удовлетворить эту потребность. Но новых категорий на выставках практически нет и все ограничивается какими-то деталями, «фишками», которые могут привлечь клиентов. За этими «фишками» и идет охота байеров со всего мира. Так что революционных продуктов, новых категорий найдено не было, а вот «фишечек» – очень даже!
Тренд 2. Чем больше, тем лучше! Гигантизм проявляется в разных категориях, и мы видим этот тренд уже, как минимум, год. Самое яркое – это термокружки больших емкостей: литр, два литра и даже больше. Очевидно, родоначальником тренда стала компания Stanley, которая создала кружку емкостью 1,5 литра, заказала рекламу у кучи блогеров, и увеличила одним продуктом (!) свои продажи в десять раз: с 40 до 400 млн долларов. На американском рынке этот товар – абсолютный хит. Как мне сказал Тревор Гнесин, владелец компании Logomark, одного из ведущих поставщиков США, «этот товар так популярен, потому что американцы обожают лед, а для этого нужны большие емкости». Будет ли этот продукт так популярен в Европе и России, где вопрос льда, мягко говоря, не такой актуальный – вопрос. Но то, что эти кружки появятся на наших рынках – в этом сомнений нет, слишком уж большой тренд (во всех отношениях), чтобы его игнорировать. Гигантизм присутствует не только в термокружках, но и в шоперах, рюкзаках и т.д.
Тренд 3. «Переработок не боимся». Именно такой слоган мы выбрали для наших пакетов два года назад и он сейчас максимально актуален. Про экотренд не сказал еще только ленивый, но сейчас он набирает космические масштабы. Крупные поставщики и бренды делятся на две категории: одни уже используют только переработанные/возобновляемые/биоразлагаемые материалы, другие обещают это сделать в течение 2-3 лет. Материалы создают из чего угодно: пшеницы, бамбука, риса, пакетов, чая, кофе, кукурузы и т.д. Перерабатывают сталь, алюминий, кожу, пластик. Вылавливают пластик из океана, дают вторую жизнь батарейкам. В России большого спроса на это нет по словам наших клиентов, но работать в этом направлении обязательно нужно. Во-первых, тогда мы сможем предлагать куда большее разнообразие материалов и идей для клиентов, а значит, и новинок будет больше. А во-вторых, сделаем хорошее дело и поможем планете. Принято говорить «начинайте с себя» – мы как раз запустили CTM Savio, ассортимент которого состоит из экологичных материалов. Все честно, никакого гринвошинга!*
*От англ. green («зеленый», экологичный) и whitewashing (отбеливание репутации), т.е. буквально – «зеленое отмывание». Термин используется для обозначения экологичного имиджа товара, в котором натуральных компонентов нет вообще, или в том случае, когда заявления компании о бережном производстве не соответствуют действительности. – Прим. ред.
Тренд 4. Поллок против 50-ти оттенков серого. Тренды в дизайне цикличны. Например, еще вчера деним считался устаревшим, а сегодня его демонстрируют на модных показах, ностальгически вспоминая о «лихих 90-ых». Переизбыток информации и активное раздражение нервной системы, которые стали следствием развития технологий, привели к тренду минимализма, когда минимальное количество деталей и цветов позволяет снизить количество визуальной информации. Сейчас эта тенденция еще продолжается, но в некоторых категориях наблюдается безудержное буйство красок! Три или даже четыре цвета на одном изделии можно встретить уже довольно часто, что создает челленджи для отделов разработки, которым нужно придумать, как все это будет работать вместе. Интересно также, как этот тренд скажется на b2b-сегменте, где часто все регламентируется брендбуками, которые не дают свободы в выборе цветов.
Тренд 5. Подарки должны трогать за душу! А все потому, что их постоянно трогают. Тогда и продавать будем через тактильность, создавая товары из материалов, которых раньше на рынке не было. Это, конечно, касается в первую очередь soft goods – товаров, которые шьют. Например, сумки, рюкзаки, косметички и прочее. Тут тебе и голографические эффекты, и плюш, и металлик, и прозрачность, и софт-тачи, разные паудеры и еще много всего. В основном выглядит очень ритейлово, причем для ритейла возрастной аудитории до 20 лет. Но так как удивлять чем-то надо, то можно ожидать, что самые «спокойные» из этих материалов появятся и в ассортименте подарочного b2b-рынка.
Тренд 6. Бренд важнее товара. А это, наоборот, чисто b2b-тренд, он существует давно, но его актуальность становится только больше с годами. Многие клиенты используют промопродукцию и мерч для рекламы собственного бренда. Они хотят, чтобы их рекламная коммуникация была заметна, легко читалась, а также привлекала внимание. Поэтому в мире очень много времени уделяется технологиям брендирования. На товарах низкого ценового сегмента ценится большая площадь под нанесение, яркость и сочность картинки. На более дорогих продуктах – выдержанные и интересные виды брендирования. Как рассказали мне владельцы крупного каталога из ЮАР: «Наш клиент 20% времени тратит на обсуждение и выбор товара и 80% – на создание макета и обсуждения технологий печати». В результате такой работы создаются сложные изображения, паттерны, покрывающие большую часть изделия, а логотип является только частью принта. Это отличается от работы технического дизайнера, который просто знает, как отобразить логотип, согласно отрисовке поставщика. Тут скорее более творческий подход, требующий понимания целевой аудитории, трендов в графике, возможностей печати и, конечно, брендбука клиента. Хочется верить, что и в России таких проектов будет больше.
Тренд 7. Стая черных лебедей. Фабрики Китая находятся в сложной ситуации. Весь мир ожидает рецессии в Европе, США вводят заградительные пошлины на товары из Китая, санкции против России приводят к огромным сложностям с переводами денег из РФ. Это чувствуется и в разговорах со многими поставщиками, и в настроениях. Продажники работают активнее, ценовая конкуренция становится агрессивнее, а минимальные партии заказа сокращаются. Очевидно, что рынок после пандемии находится в дисбалансе, а политические реалии и потенциальные угрозы только нарушают и без того хрупкое равновесие. Однако конкуренция является двигателем прогресса и драйвером изменений, так что полагаю, что в ближайшем будущем мы увидим и интересные решения и изменения в маркетинговой и продуктовой стратегии поставщиков, что создаст для нас дополнительные преимущества.
Текст и фото: Юрий Слуцкий