Витрина

Публикации компаний

География подарков. ЧАСТЬ I

В 2013 году GIFT Review осмелился замахнуться на по-настоящему энциклопедические масштабы – структурировать информацию и опыт индустрии по географическому принципу. Коротко о наших планах: начать мы решили с обзора национальных особенностей отрасли, а в последующих номерах вы найдете детали по наиболее важным для нашего рынка регионам и странам.

 

ЧАСТЬ I

Итак, попробуем кратко и ёмко сформулировать глобальные тренды индустрии подарков и сувениров. По оценкам экспертов, объем этого рынка в масштабах планеты оценивается в 100 млрд. долларов. Причем больше половины этого объема, 67-68 млрд. долларов, приходится на рынок Соединенных Штатов, а на долю Европы, по разным оценкам, лишь 10-15 млрд. Основным поставщиком как материалов, так и конечного продукта выступает Азия. Тогда как основные ёмкости сбыта приходятся на Европу и Северную Америку. В числе ключевых рынков подарочной продукции такие страны, как США, Германия, Франция, Великобритания, Испания, Нидерланды, Япония, Гонконг.

Китай и Индия являются абсолютными лидерами мирового рынка сувениров, подарков и товаров для дома. В частности, доля Китая на международном рынке подарков и различных аксессуаров составляет порядка 30%. Однако речь идет в основном о производстве и экспорте. «Дизайн здесь существует только на уровне копий, которые по определению не имеют ничего общего с дизайном как процессом создания качественно нового продукта», – комментируют в компании «Урбаника». Любопытно, что Индия в настоящий момент предпринимает активные попытки экспансии на территорию своего глобального конкурента. Увеличить экспорт подарочной продукции в Китай пытаются на высшем уровне – индийские госструктуры.

В 2012 году объемы экспорта индийских сувениров и аксессуаров в КНР превысили 3 млрд. долларов. На глобальном рынке в равной степени Индия и Китай вне конкуренции – за счет недорогой качественной продукции с европеизированным дизайном. В то же время байеры и конечный потребитель все больше углубляются в поиски уникальных предложений, отдавая предпочтение «некитайскому» товару. Особенно прочные позиции у продукции, сочетающей в себе «этнические» черты и современный дизайн. Наибольшим потенциалом, по оценкам экспертов (Development Alternatives Inc., США), в настоящее время обладает рынок товаров для дома, в особенности, высококачественных, современных, функциональных аксессуаров. Причем существенный рост этого сегмента ожидается не только на Западе, но и в других регионах, где наблюдается активное развитие «среднего класса». Также в стадии активного роста сейчас находится сегмент декора для сада, аксессуаров, подарков для отдыха на природе.

Что касается каналов дистрибуции, по оценкам консалтинговой компании Development Alternatives, в индустрии заметна тенденция к сокращению роли международных посредников. Ритейлеры все чаще предпочитают закупать товар напрямую у оптовиков в стране происхождения товара. В связи с этим оптовые импортеры продолжат терять позиции, и как следствие, независимым розничным продавцам будет все труднее конкурировать с супер- и гипермаркетами. Для небольших ритейлеров в этой ситуации наиболее выгодная стратегия – делать ставку на высококачественный оригинальный товар. Основные каналы движения подарочной продукции на глобальном рынке отображены на схеме ниже.

Небольшое пояснение к одной из составляющих – Альтернативные торговые организации (АТО). Под этим подразумеваются пока не столь распространенные на российском рынке форматы: некоммерческие организации, благотворительные фонды и мероприятия в поддержку ремесленников, мастеров народных промыслов и ручной работы, в первую очередь, из стран третьего мира, где люди остро нуждаются в рабочих местах и заработке. Одна из крупнейших АТО – американо-канадская Ten Thousand Villages, работающая уже более 65лет и имеющая 160 розничных точек в США и Канаде, где продается продукция ремесленников из 35 стран. Принцип работы организации таков, что ремесленники получают плату за свои изделия еще до их фактической продажи через сеть Ten Thousand Villages: 50% мастерам выдают на покупку расходных материалов и оплату производственных расходов, еще 50% АТО выплачивает, когда товар произведен. В результате, в ассортименте Ten Thousand Villages невероятные, эксклюзивные сувениры ручной работы из самых экзотических стран.

Итак, основная циркуляция сувенирной продукции сейчас сосредоточена в Северной Америке и Европе. Но уже в ближайшее десятилетие, по прогнозам McKinsey Global Institute, в результате экономического роста азиатских стран рынок пополнят более миллиарда платежеспособных потребителей с ежегодным доходом более 5000 долларов. Именно с этой отметки, считают аналитики, у людей появляется возможность приобретения товаров сверх необходимого минимума. К 2015 году покупательская способность на развивающихся рынках достигнет 9 трлн. долларов (против 4 трлн. в середине 2000-х), а это уже практически европейские показатели! И хотя в азиатских странах располагается большая часть производственных мощностей отрасли, в Китае уже сейчас наблюдается растущий спрос именно на аксессуары и подарки европейского происхождения, а также на экзотику. Т.е. Китай сам становится привлекательным рынком сбыта для мировых брендов и производителей.

Как объективный показатель – среди байеров, приезжающих на международные выставки все больше представителей азиатских стран. Похоже, в скором времени организаторам вы ставок придется более тщательно готовиться к встрече гостей с Востока, предоставляя соответствующий сервис и информацию на азиатских языках. Ну а самим экспонентам, нацеленным на глобальный рост, уже пора иметь в распоряжении соответствующую логистику и инфраструктуру для ведения бизнеса с потенциальными заказчиками с Востока.

Звезды континентов

Существуют исторически сложившиеся традиции производства и предпринимательской деятельности, которые свойственны рынкам с определенными географическими координатами. Индустрия подарков, сувениров и товаров для дома не исключение. К примеру, мебель и декор в стиле «прованс» – это, конечно же, Франция. А вот высокотехнологичный дизайн сувениров, пожалуй, принадлежит японцам. Кто еще является бесспорным лидером, первооткрывателем, законодателем мод в различных сегментах нашей отрасли? Для того, чтобы составить нашу карту подарочной индустрии, мы исследовали рынки и консультировались как с производителями, так и с организаторами мировых выставок.

АЗИЯ

По праву большинства более детальное изучение начинаем с Азии. В этом регионе наибольшее распространение получило производство следующих товаров: керамики, глиняных изделий, малых скульптурных форм, картин, предметов из различного металла, самоцветов и драгоценных камней. Также Азия известна своей антикварной, аутентичной мебелью, декоративной бумагой, текстилем, игрушками и кожгалантереей. В активной стадии развития сейчас находятся азиатские стекольные заводы, производящие всевозможные предметы декора и кухонную утварь. В 2010 году экспорт товаров из стекла вырос на 57% по сравнению с 2009 годом. Главные производственные мощности этого сектора находятся в Китае, Иране, Ираке и Ливане. А поставляется эта продукция в основном в США и Германию. Лидерами по производству керамических изделий считаются Индия, Пакистан, Непал, Шри-Ланка, Китай, Иран и Арабские Эмираты. Основные потоки экспорта из Индии направляются в США и Великобританию – более половины объема приходится на эти страны. Но индийские производители сейчас особенно рьяно стремятся расширить свои рынки сбыта, предлагая новым партнерам Ремесленники изготавливают украшения из остатков бомб, Камбоджа. Фото: Ten Thousand Подвеска ручной работы, Камбоджа. Фото: Ten Thousand Villages выгодные условия, гарантии качества. На деле же Индия не всегда вызывает доверие как надежный поставщик. «Работая с индийскими партнерами надо быть готовым к отсутствию сервиса и смириться с рядом национальных черт, например, невыполнение обещанного», – констатирует Екатерина Бородина, продакт-менеджер ТК «Календарь подарков».

В свою очередь, Япония прославилась как эксклюзивный поставщик керамики в стиле Сацума, история которого начинается на острове Кюсю еще в XVII веке, а собрания лучших образцов этого стиля хранятся в главных музеях мира, включая наш Эрмитаж. Еще одна специализация азиатского региона – текстиль и нити. Здесь можно найти настоящее изобилие товаров для рукоделия и шитья производства Китая, Индии, Пакистана, Непала, Таиланда. Последняя страна также играет заметную роль на рынке плетеных и деревянных изделий – по всему миру востребованы сувениры, предметы интерьера из бамбука и лакированной древесины. Не менее известны и ювелирные изделия производства Китая, Таиланда – с использованием редких камней, и производства Индии, Пакистана, Непала – с использованием серебра, меди.

Добавим, что при всем разнообразии продукции, которую предлагает Азия, немногие производители этого региона способны предложить комфортные партнерские условия для иностранного бизнеса. Наиболее подготовленными к работе с зарубежными клиентами, как правило, являются фабрики Вьетнама, Индонезии, Филиппин (помимо Китая и Индии). Вьетнам в особенности активно развивает бизнес и в некоторых позициях уже готов конкурировать с Китаем. В частности, вьетнамские производители также предлагают весьма качественный товар при низкой себестоимости, а также готовы выполнять заказы с минимальными объемами. Индустрия сувениров и аксессуаров здесь получает поддержку на госуровне в виде льготных условий на инфраструктуру и транспортные услуги. Байеры из США и Европы все чаще отдают предпочтение вьетнамским предметам интерьера из дерева, керамике, которые обладают явными отличительными особенностями в дизайне, выделяющими эту продукцию на фоне китайской «штамповки».

ЕВРОПА

Как мы уже говорили выше, Европа является одним из основных потребителей индустрии подарков и сувениров. Но и производство многие европейские страны продолжают развивать на собственной территории, сохраняя традиции, качество и бренды с мировым именем, вековой историей. В основном, производством сувениров и подарков в Европе занимаются малые предприятия. Однако в целом они создают более 90 миллионов рабочих мест. Традиционные ярмарки ремесленников, тематических подарков и сувениров в крупнейших городах Европы – своего рода мировые эталоны подобных мероприятий. И помимо торговой функции ярмарки выполняют роль объектов мощного притяжения туристов.

Европейскую подарочную продукцию в основном формируют различного вида керамика, кожгалантерея, бисер и изделия с его использованием, товары для рукоделия и хобби, бижутерия, сувениры. Назовем наиболее заметные страны в производстве названной выше продукции. Традиции создания и оформления керамических, фарфоровых предметов интерьера, сервизов и кухонной утвари успешно сохраняют и продвигают на мировом уровне Германия, Великобритания, Италия и Франция. Испокон веков своими изделиями из кожи славились Италия, Турция, Франция, Румыния, Польша, Венгрия, Чехия и др. Бисер в Европе использовался еще в Средневековье, а Великобритания остается и по сей день мировым лидером в создании искусных изделий из бисера. Товары для рукоделия и хобби пользуются большим спросом у европейских потребителей, не исключая и нашу страну. Подарочные наборы и готовые комплекты «сделай сам» чрезвычайно популярны в регионе, поэтому местные производители обеспечены стабильным спросом. В основном на этом рынке присутствует продукция из Великобритании, Германии, Швеции, России и Испании. Кроме того, Германия, Франция, Бельгия и Италия производят востребованные и за пределами континента гобелены с традиционными декорами. В ювелирной отрасли пальму первенства делят Испания, Франция, Италия и Германия. А сувенирная продукция в наибольших объемах производится в Италии, Франции, Германии, Испании, Швеции, Швейцарии и др. По оценке Евы Ольбрих, директора международной выставки Christmasworld (Франкфурт-на-Майне, Германия), главным экспортером флористики и смежных подарочных товаров в Европе являются Нидерланды и Бельгия, сезонные подарки и декор в больших объемах производят Германия, Италия, Польша.

Россия является привлекательным рынком для иностранных производителей, в особенности, азиатских. Однако собственное производство развито недостаточно, чтобы можно было говорить о какой-то заметной роли в мировой индустрии подарков и сувениров. Впрочем, в последние несколько лет все чаще звучат призывы сохранять, развивать и продвигать на международном уровне народные промыслы нашей страны. «Россия могла бы быть заметной, на мой взгляд, только в традиционных народных промыслах, – уверен Владимир Слепов, генеральный директор сети «Коралл». – Все, что требует массового производства, уже реализовано в Китае с хорошим качеством и более низкими ценами». При этом мы не раз в предыдущих номерах GIFT Review цитировали участников рынка, которые с удовольствием бы отдали предпочтение отечественным производителям при прочих равных. Однако целый ряд проблем тормозит развитие производства и экспорта сувенирной продукции из России. «В нашей стране, к сожалению, нет того накопленного опыта, производственных возможностей и налаженных бизнес-процессов в данной сфере, которые есть у Европы и Америки, – поясняют в «Урбанике». – И все же мы верим в талант российской молодежи, в ее способность генерировать оригинальные идеи. Пока возможности наших дизайнеров ограничены на этапе реализации творческих проектов. Мы надеемся, что со временем этот потенциал найдет способ выйти на уровень массового, доступного производства».

Дарья Балаян

Продолжение этого материала будет опубликовано позже.

 

В раздел

Актуальные события