Витрина

Публикации компаний

Кто поможет казанским производителям сувениров

Ни одного сувенира не продемонстрировали вчера на итоговом совещании комитета по сувенирной продукции и товарам народных художественных промыслов  при Торгово-промышленной палате Татарстана.

Оно длилось три с лишним часа: большая часть времени ушла на неконструктивный диалог мастеров-художников с обладателями исключительных прав на использование товарного знака «Кот Казанский». А одним из самых ярких эпизодов совещания стала жалоба тех же мастеров на экскурсоводов, работающих на территории Казанского кремля.

 

ЭКСКУРСОВОДЫ-РЭКЕТИРЫ

В Кремле находится самый посещаемый туристический объект Казани - мечеть Кул Шариф. И круглый год работает ярмарка, на которой можно приобрести разнообразные изделия от 50 местных производителей сувениров. По словам мастериц по кожаной мозаике, их буквально третируют экскурсоводы. Они приводят к ним в лавку группу туристов и заявляют: «Мы привели потенциальных покупателей, платите нам 10 процентов прибыли наличными!» Мастерицы платить экскурсоводам-вымогателям отказываются («С какой стати? Мы платим налоги!»). И тогда экскурсоводы начинают им мстить - громко командуют туристам: «Ничего здесь не покупайте! Все покупки - на улице Баумана!» А на улице Баумана, по мнению истинных ценителей изделий народных промыслов, находятся «самые позорные» сувенирные магазины Казани: уникальных и высокого качества изделий из Татарстана там не найти.

Представитель Госкомитета РТ по туризму Артур Абдрашитов отреагировал на эту жалобу весьма своеобразно. Он назвал поведение экскурсоводов-вымогателей «невоспитанностью». И добавил: «Но сказать, что это плохо, я тоже не могу. Так работает весь мир». Это подтвердила представительница Гильдии экскурсоводов Казани, признавшаяся, что во Франции неизменно получает гонорар от одного владельца парфюмерного магазина, если приводит к нему группу туристов. Свое имя эта женщина не назвала, но уточнила, что гонорар - это всегда инициатива учтивого француза, а не ее требование.

Не зависеть от местных экскурсоводов, а самим активно себя рекламировать посоветовала мастерам-художникам гендиректор Туристско-информационного центра Казани Наталья Абрамович. И даже предложила им свою безвозмездную помощь: она готова распространять визитные карточки мастеров и буклеты с изображениями их продукции в офисах центра (их три). По мнению Абрамович, это будет намного рациональнее и проще, чем устанавливать рекламные стенды в отелях Казани (их в городе 220). Не почувствовав отклика аудитории, Абрамович добавила: «Приносите мне свои информационные листовки. Я отказываю только мужским клубам и стриптиз-барам».

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ МИННИХАНОВА

Изучить не разрозненные информационные листовки, а подробный каталог с сертифицированной продукцией местных производителей сувениров наверняка было бы любопытно не только туристам, но и самим татарстанцам. Но его пока не существует. Трамплином к его появлению можно считать реестр производителей сувениров и товаров народных художественных промыслов и сувениров, который создали в 2015 году. Сегодня в этот реестр внесено 196 предпринимателей. Председатель комитета по сувенирной продукции и товарам НХП Артур Мустаев на совещании сухо перечислил, что «ассортимент производимой ими продукции включает изделия из меха и войлока, керамику, расписанный вручную фарфор, ювелирные изделия, кукол ручной работы, изделия из кожи...»

Хотелось, конечно, видеть эти изделия. Это желание усилилось, когда Мустаев заговорил об открывшемся в прошлом году на территории комплекса «Туган авылым» сувенирном магазине, «в ассортименте которого более трех тысяч наименований от 80 поставщиков из Татарстана!» Он подчеркнул, что на торговых площадках, к которым имеет отношение комитет, «отсутствует продукция из Китая». Кстати, теперь среди них есть и виртуальная площадка - интернет-магазин TatаrMaster.ru.

Генеральный директор «Туган авылым» Ляйсан Хатылова сообщила на совещании, что одним сувенирным магазином комплекс не ограничится - скоро здесь приступят к реализации масштабного проекта «Деревня ремесленников». Она рассчитывает на помощь мастеров народных промыслов: уже свободен один из деревянных домиков на территории «Туган авылым», там хорошо бы было разместить интерактивные мастерские - гончарные, например.

Было заметно, что идея Хатыловой кажется перспективной чиновникам, но не ремесленникам. Так, одна керамистка прямо спросила: «Почему это мы должны бесплатно придумывать, как развивать новый проект в «Туган авылым»?!» На что один из чиновников поспешил уведомить, что «у современных туристов имеется потребность не столько приобрести уникальный сувенир, сколько видеть процесс его изготовления и даже платить за участие в нем».

Между тем опыт проведения мастер-классов у татарстанских ремесленников имеется. Артур Мустаев, подводя итоги работы комитета по сувенирной продукции за 2015 год, не без гордости рассказал, что на последнем фестивале русского фольклора «Каравон» в селе Никольское Лаишевского района на организованный комитетом мастер-класс «Поделки из бересты» явился даже Рустам Минниханов, бывший тогда и. о. президента РТ. На память о необычном занятии Минниханову вручили подарок - берестяную папку для документов.

Светлана Яковлева, организатор проекта «Ремесленники Поволжья», призвала татарстанских мастеров-художников участвовать в одноименных ярмарках, которые регулярно проходят на территории крупных торговых центров в Казани, Йошкар-Оле и Чебоксарах («в торговых центрах очень большая проходимость народа»). А заместитель председателя Русского географического общества в Татарстане Андрей Агарков предложил продвигать сувенирную продукцию во всех субъектах федерации и зарубежных странах, где есть представительства Татарстана. При этом удачи Агарков не гарантировал: «Какие бы уникальные предметы умельцы ни делали, успеха не будет. Для успеха нужно знать систему продаж».

Свои знания этой системы Агарков намерен проверить на проекте «Татарский нож». Сравнительно недавно в распоряжении исследователей из Русского географического общества оказалась научная работа с детальным описанием татарского ножа. Оказывается, в прошлом он был не менее популярен, чем засапожник - русский нож, или даже испанская наваха. В татарстанском отделении РГО хотят «запустить в ремесло» татарский нож. «Любой мужчина приобретет такой сувенир!» - уверен Андрей Агарков. - Татарский нож может стать брендом Татарстана!»

ДАЙТЕ РУБЛЬ ЗА КОТА!

А на сегодня один из самых известных татарстанских брендов на сувенирном рынке - Кот Казанский. Своей популярностью он обязан владельцам ООО «Казанский сувенир»: в 2009 году они официально зарегистрировали в Федеральной службе по интеллектуальной собственности товарный знак «Кот Казанский». Обладая исключительными правами на этот бренд, ООО «Казанский сувенир» запрещает производить сувениры с надписью «Кот Казанский» без своего разрешения, за которое, конечно же, надо платить. И продавать их где-либо, кроме магазина этого ООО на улице Кремлевской, который законно называется «Кот Казанский», тоже нельзя. Многих предпринимателей это возмущает: они считают, что зарегистрировавшая товарный знак «Кот Казанский» Наталья Харченко (владелица ООО «Казанский сувенир») препятствует дальнейшему продвижению привлекательного бренда. Раздражают их и иски, которые неутомимая Харченко подает на каждого, кто без ее ведома использует «Кота Казанского».

- Мы готовы выдавать сертификаты на производство сувениров «Кот Казанский» за один рубль. Дайте мне всего лишь рубль! А я вам дам свидетельство в рамочке за сто рублей, что разрешаю рисовать, лепить или шить нашего кота! - с нарочитым миролюбием воскликнул на совещании совладелец ООО «Казанский сувенир» Гумар Кадыров. Аудитория не поддалась. «За рубль вы разрешаете нам производить сувениры, а право продавать сколько будет стоить?» - спрашивали Кадырова. Бизнесмен отвечал, что этот вопрос нужно обсуждать не с производителями, а с продавцами. И снова предлагал умельцам сертификаты по рублю.

Между делом Кадыров сообщил, что теперь ООО «Казанский сувенир» владеет также и правами на товарный знак «Казанский сувенир». Эту новость все восприняли довольно спокойно. Удивиться художников заставило признание гендиректора группы компаний «Богема» Марины Абдуллиной, что она является правообладательницей на использование на магнитиках товарного знака «Тугра» (тугра - это создаваемая на основе каллиграфической надписи на арабском языке монограмма, составленная из имени или имени и фамилии)...

Ну а самой приятной новости - о том, что в компании победителей Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир-2015» оказались сувениры из Татарстана, - на совещании уделили не больше минуты. И напрасно их не перечислили. Между тем среди 1352 работ из 57 регионов в числе лучших оказались казанский чак-чак (1-е место в номинации «Гастрономический сувенир/еда») и рюмка «Елабужская муха» (Гран-при в номинации «Сувенир музея»)

 


Источник: Общественно-политическая газета "Вечерняя Казань"

 

В раздел

Актуальные события