Новости компаний
- Создано: 05 сентября 2022
В марте международные транспортные компании DHL, FedEX и UPS приостановили доставку грузов в Россию. Это нарушило отлаженные логистические цепочки, в том числе по импорту материалов для пошива одежды российскими брендами, и обнажило давнюю проблему: своих тканей и фурнитуры в России практически нет.
Материалы для спецодежды, школьной формы и постельного белья — это все, что в стране производится в промышленных масштабах и хорошего качества. Разбираемся, кто этим занимается и планируют ли отечественные фабрики работать с дизайнерскими брендами.
Коммерческий директор Свердловского комбината Юлия Кириллова говорит, что тот предлагал свою продукцию российским дизайнерам и ранее, но большинство из них работали по уже отлаженным каналам, ввозя материалы из Европы. После введения санкций бренды не то чтобы переориентировались на внутренний текстильный рынок, но хотя бы стали присматриваться к тому, что он может предложить. «Сегодня среди наших клиентов уже несколько брендов из мидл-ап-сегмента: UShatava, I Am Studio, 2mood и 5 o'Coat, — говорит представительница Свердловского камвольного комбината. — На смену крупным фабрикам пришло множество брендов с небольшими заказами. Мы действительно можем заменить некоторые виды европейских тканей — правда, в сегментах «средний» и «средний плюс».
«И еще одна проблема — сроки, — продолжает Кириллова. — Выпуск шерстяной ткани занимает четыре месяца, что не подходит для формата fast fashion. Большинство брендов выпускают несколько коллекций в сезон, поэтому на складе всегда должны быть материалы из базового ассортимента или полуфабрикат для быстрого выпуска ткани по дизайну заказчика».
Также, приобретая отечественные материалы, производители одежды не выигрывают в цене, как это могло быть раньше. Почти все крупные текстильные предприятия работают на высокоточном европейском — и теперь подсанкционном — оборудовании, часть которого не имеет азиатских аналогов. Ввоз запчастей через третьи страны обойдется на 50–80% дороже, что пропорционально отразится на стоимости ткани. Это касается и химикатов, которые пока не удается полностью заменить аналогами из России, Турции и Китая.
Идея всерьез перестроиться на работу с fashion-индустрией пока кажется представителям комбинатов, подобных Свердловскому, утопической.
«Производство тканей для модной одежды — интересная ниша, но работу комбината она не обеспечивает, — признается руководитель продаж Брянского камвольного комбината Галина Германова, объясняя, что предприятие выпускает около 100 тыс. метров ткани в месяц, в то время как для пошива дизайнерской коллекции обычно требуется 100–200 метров ткани одного артикула. — Нам надо либо выбирать модель небольшого предприятия на несколько станков, как в Италии, либо держать объем выпуска, который позволит сохранить коллектив и зарабатывать». По словам Германовой, с госзаказами сейчас тоже все непросто: в ведомствах порезали бюджет на форменную одежду. «Если так пойдет, потеряем последнее и будем полностью одевать страну в китайское и турецкое».
Чуть менее оптимистичная ситуация разворачивается с производством хлопчатобумажных и льняных тканей. Во-первых, отрасль почти полностью зависит от азиатских поставщиков — у нас сырье выращивается в сравнительно небольших объемах. Во-вторых, если фабрик, специализирующихся на хлопке, много — от Тейковского ХБК до «Камышинского текстиля», то про льняные предприятия того же сказать нельзя, поскольку само производство льна сложное и нерентабельное.
По сравнению с текстильной кожевенную отрасль России можно назвать более успешной: кожу у наших производителей заказывают как российские компании, работающие в демократичном сегменте, например Kari и Zenden, так и зарубежные. На сайте Верхневолжского кожевенного завода, одного из крупных игроков отрасли, сказано, что более 70% производимой продукции отправляется на экспорт в более чем десять стран.
Переориентация на турецкие, китайские и индийские материалы, а также перестраивание логистических цепочек, чтобы продолжить ввозить итальянские, французские и английские, — самые распространенные варианты по выходу из сложившейся ситуации для российских брендов. То, что на сегодняшний день им может предложить отечественная текстильная промышленность, — капля в море.
Так, соосновательница 5 o'Coat Екатерина Малкова говорит, что найти на российском рынке ткани с шелком, мохером или кашемиром в составе невозможно. С Малковой согласны представители 2mood: «Найти лен и базовые хлопковые ткани можно, а вот технологичных смесовых тканей в России нет». Для производства будущих коллекций марка рассматривает материалы от турецких, испанских, португальских, итальянских производителей.
Из Турции и стран Азиатско-Тихоокеанского региона везет ткани и компания «Снежная королева». По словам коммерческого директора Александры Кочки, «на данный момент на российском рынке не получается найти современные искусственные материалы для пошива верхней одежды — курток и пуховиков».
Пожелания к фабрикам бренды формулируют емко: улучшить технологии производства, актуализировать дизайн, располагать минимальным стоком и соглашаться на поставку тканей объемом менее 300 метров. Но одни предприятия требуют инвестиций, в том числе для оплаты высокотехнологичного оборудования, а другие, у кого это оборудование есть, в основном зависят от крупных госзаказов и быстро перестроиться на работу с модным сегментом не могут.
Источник: РБК