Эксклюзивные материалы Гифт Ревью
- Создано: 14 марта 2022
Как и всегда, в весеннем выпуске GIFT Review мы традиционно публикуем статистику отрасли за прошедший год. В этот раз мы обратились за информацией к нашему партнеру, компании Derten, занимающейся тендерным сопровождением. Сотрудники Derten подготовили для вас аналитику российского тендерного рынка сувенирной продукции за 2021 год.
(Журнальная версия доступна здесь, стр. 50. Скачать весь выпуск здесь)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СУВЕНИРНОМ ТЕНДЕРНОМ РЫНКЕ В 2021 ГОДУ
Согласно динамике торгов, представленной на графике 1, данная сфера имеет ярко выраженную сезонность. Поставки сувенирной продукции в тендерной нише напрямую связаны с предстоящими праздниками, проведением спортивных мероприятий, поощрением работников в важные для компаний даты. Большее количество тендеров приходилось на такие месяцы, как март, апрель, октябрь и ноябрь, – в среднем публиковалось от 400 до 600 процедур. Меньше всего торгов проводилось в январе – около 100 опубликованных процедур.
Знание этой специфики позволяет участникам заранее спланировать свой рабочий график таким образом, чтобы попытаться выиграть как можно больше тендеров в эти периоды. Ведь из-за значительного количества публикуемых процедур конкуренция становится ниже, чем, например, в январе, когда торгов по всей стране проводится меньше.
Приблизительно 65% всех закупок 2021 года были проведены среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП).
Среднее падение цены от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) – 20,9%. Количество участников на один тендер в среднем составило 4 компании. Больше всего конкуренции приходилось на тендеры, где отсутствовало обеспечение заявки и обеспечение контракта, – там этот показатель достигал 9 компаний на тендер. И наоборот, наименьшая конкуренция отмечалась в тендерах с высокой ценой и обеспечением.
По таблице 1 можно оценить среднюю цену контракта и реализуемый бюджет. Доступ к торгам составил 95% – данный показатель говорит о том, что почти все участники доходили до торгов согласно отборочным требованиям, предъявляемым заказчиками.
СТАТИСТИКА ТЕНДЕРОВ ПО РЕГИОНАМ
Больше всего тендеров в 2021 году проводилось в Москве: 891 шт. – 23,77% от общей суммы тендеров.
Санкт-Петербург: 323 шт. – 8,62%.
Московская область: 165 шт. – 4,40%.
Свердловская область: 144 шт. – 3,84%.
Красноярский край: 142 шт. – 3,79%.
Новосибирская область: 119 шт. – 3,17%
На остальные регионы приходилось от 2,5% до 0,03% от общей суммы тендеров.
ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ТЕНДЕРОВ
Не все тендерные процедуры проводятся одинаково. У каждого типа извещения есть свой регламент проведения, разные сроки и требования к поставщикам.
Если мы посмотрим на график 3, то увидим, что больше всего тендеров (61%) проводилось в виде электронного аукциона. Данная процедура проходит в установленное заказчиком время на выбранной электронной торговой площадке (ЭТП) посредством понижения цены. Побеждает участник, который за отведенное время предоставил наименьшую цену.
Запрос котировок (17% от общего количества тендеров) схож с электронным аукционом. Отличие заключается в том, что цена устанавливается участником в момент подачи заявки. Цены других участников скрыты. После окончания приема заявок заказчик получает информацию о всех ценовых предложениях. Побеждает тот поставщик, который предложил наименьшую цену. Среди заявок с одинаковой наименьшей ценой предпочтение отдается той, которая была опубликована на площадке раньше по времени.
Третье место занял «иной способ» определения поставщика – 16% от общего количества процедур. Данные тендеры требуют детального изучения документации, так как не всегда важным критерием является цена. Больше всего таких тендеров проводится среди коммерческих компаний, где заказчик может обратить внимание на квалификацию поставщика, его финансовое состояние, а также ранее выполненные контракты.
На остальные процедуры пришлось по 2% от всех проводимых закупок. Требования по ним устанавливаются заказчиком в индивидуальном порядке. Чаще всего от поставщика требуются подготовка ценового предложения, графики поставок (если поставка не разовая), опыт выполнения аналогичных работ.
КАТЕГОРИИ ПРОДУКЦИИ
Чаще всего посредством торгов в 2021 году закупали блокноты, футболки, USB-флешки, шариковые ручки, термобутылки и термокружки, календари, пледы, медали, рюкзаки. Все эти товары запрашивались с брендированием – нанесением логотипа компании-заказчика. Однако на этом перечень поставляемых подарков не заканчивается. В списке также настольные игры, беспроводные акустические системы, наборы двухсторонних маркеров, ежедневники, подставки для смартфонов, дорожные органайзеры, экосумки, подушки, дождевики и съедобные подарки – варенье из сосновых шишек с ягодами и листовой иван-чай.
ЧТО ЗАКАЗЫВАЛИ К НОВОМУ ГОДУ 2022
Общее количество тендеров на новогоднюю сувенирную продукцию в 2021 г. составило 4 954 штук.
Обычно объявлять новогодние тендеры начинают уже с июня, но пик достигается к концу осени. Наибольшее количество торгов в 2021 году пришлось на ноябрь (около 1800) и декабрь (около 1300). 874 тендера проводилось среди среди субъектов малого и среднего предпринимательства, что составило 17,4% от общего числа закупок. Общий процент допусков заявок участников до проведения торгов составил 94,3%. Среднее снижение цены от начальной максимальной цены контракта – 14,4%. Средняя цена контракта – 646 054 рубля.
Среди наиболее популярных новогодних подарков можно отметить кондитерские изделия, сладкие подарочные наборы, чайные наборы, мягкие игрушки, книги для детей, игрушки с символикой наступающего года, календари, спортивные бутылки, магниты, копилки, брендированные елочные шары, брелоки, термокружки, пледы.
По материалам компании Derten, www.derten.ru