Эксклюзивные материалы Гифт Ревью
- Создано: 14 марта 2022
GIFT Review собрал статистику продаж ведущих поставщиков российского рекламно-сувенирного рынка и выяснил, какие новинки и хиты принес нам ушедший год, какие товары пользовались особой популярностью в новогоднем сезоне 2021/22 и что изменилось в индустрии по сравнению с непростым 2020. Читайте в нашем материале – 2021 год в цифрах и фактах.
(Журнальная версия доступна здесь, стр. 44. Скачать весь выпуск здесь)
СЛОВО ПОСТАВЩИКАМ
Алия Кешишьян,
руководительница группы коммуникаций компании «Проект 111»
Абсолютными лидерами продаж в 2021 году стали футболки и сумки-шоперы. Они потеснили такие хиты, как внешние аккумуляторы и флешки. Зато в топ ворвались толстовки, которых до этого в рейтинге не было. Сохранили свои позиции ежедневники и ручки. Рейтинг популярности товаров по категориям выглядит так:
Сравнивать общую динамику последних двух лет не совсем корректно из-за снижения спроса в начале пандемии в 2020 году и дальнейшего неравномерного восстановления. Многие товарные категории показали отрицательную динамику в 2020 и взрывной рост в 2021 (например, продажи текстиля упали на 4%, а затем выросли на 60%). Но эти данные лишь напоминают нам о страшной неопределенности, в которую попал тогда рынок: по данным АКАР, общий объем промоиндустрии снизился на 2,5% по отношению к 2019 году, а «Проект 111», в частности, потерял 8% годового оборота.
Поэтому интересно будет выделить товары, которые не только нарастили оборот в 2021 году, но и не потеряли его в 2020. Именно эти категории показательны с точки зрения новых трендов. К ним относятся: кухня и посуда (+2% в 2020, +56% в 2021), домашний текстиль (+2% и +31%), вязаные изделия (+73% и +36%), съедобные подарки (+37% и +21%), игры и игрушки (+74% и +19%).
Появились новинки, которые очень хорошо встретил рынок, например, различные персональные гаджеты, но процент их продаж оценивать пока рано.
Средний бюджет подарка немного снизился по сравнению с прошлыми годами, однако на 30% увеличилось общее количество заказов.
В отличие от общих значений 2020 года сезонная новогодняя динамика вполне показательна, той осенью ситуация на рынке выправилась и позволила отыграть потери первого полугодия. Самая заметная тенденция – это рост популярности корпоративной одежды, мерча в качестве подарка (+53%). На удивление хорошо показали себя блокноты и ежедневники (+50%) и личные аксессуары (тоже +50%). Мы связываем это с нормализацией рабочих процессов и возвращением людей к привычной деловой жизни.
Что касается новинок, то они, как правило, поступают в ассортимент пробными партиями, поэтому бестселлерами неожиданно стать не могут. Достигнут ли отдельные новые товары, которые разлетелись как горячие пирожки, рекордов продаж, покажет 2022 год. Из позиций, вызвавших ажиотаж и даже некоторый дефицит на рынке, можно отметить электроштопоры, увлажнители воздуха, футболки и худи моделей оверсайз, технологичную верхнюю одежду с подогревом и аксессуары из светоотражающей ткани. В целом, 2021 год был годом восстановления объемов маркетинговых бюджетов компаний, заказывающих мерч и подарки, а также открытием новых точек роста для индустрии. По итогам 2021 года оборот «Проекта 111» составил 5,83 млрд рублей, что на 44% больше, чем в предыдущем году.
Анжелика Попова,
исполнительный директор компании «ОКЕАН бизнес сувениров»
Бестселлером прошлого сезона стала термопосуда. В начале 2021 года мы решили показать любимые хиты с другого ракурса. Так появилось новое покрытие в термопосуде – пудра. Это повлекло за собой изменения в данной категории: спрос на термостаканы и термосы увеличился на 40%.
Также значительный рост показала товарная группа гаджетов, причем наибольшим спросом пользовались многофункциональные устройства с быстрой беспроводной зарядкой. Ежедневники и ручки по-прежнему входят в ТОП-3 по объему продаж. Кроме того, мы наблюдаем рост популярности товаров для дома и путешествий.
Наиболее востребованными бизнес-подарками к Новому году стали зарядные станции: это практичный и универсальный презент – для мужчин, женщин, коллег, руководства.
Новым хитом 2021 года стал увлажнитель воздуха Forest air, «взлетевший» на волне популярности скандинавского стиля. Продажи бьют все рекорды – более 10 тысяч единиц товара в месяц. По итогам 2021 года рост объема продаж составил плюс 56% к 2020.
Василий Жагарин,
специалист по региональному развитию компании «Рекона Grand Gifts Group»
www.rekona.com.ru, www.rekonagrand.ru
В 2021 году особой популярностью пользовалась продукция из экоматериалов, например, стаканы из экопластика на основе бамбукового волокна, экоручки с возможностью замены пасты. Эта категория товаров показала рост продаж не менее 40%. При этом мы видим снижение спроса на пластиковые ручки, флешки, керамическую посуду.
Также выросли продажи ежедневников – 20% по сравнению с 2020 годом.
Что касается новогодних подарков, рост спроса на классические наборы «ежедневник и ручка» составил 15% по отношению к 2020 году. Средняя цена такого комплекта – 500-600 рублей.
Неплохие показатели продаж были также у товаров из переработанного хлопка (кепок, футболок, фартуков), хотя мы добавили эти позиции в каталог уже в последние дни декабря.
В целом, по итогам 2021 года обороты компании увеличились на 20% (и это при том, что и сложный 2020 год не был для нас провальным).
Дарья Марковская,
руководительница отдела маркетинга компании STAN
2021 год смог не только компенсировать падение продаж промотекстиля в 2020 году, но и показать рост на 31%. Потребность в текстиле возникает при выборе униформы сотрудников, экипировки участников мероприятий или в качестве подарков как сотрудникам, так и партнерам. Если говорить про рост данных сегментов, в обороте нашей компании за 2021 год он составил от 30% до 70%.
Наиболее востребованный ассортимент – это, конечно, футболки. Они являются универсальной рекламной базой под любые цели бизнеса, на них приходится более 26% от всех продаж промотекстиля. Рубашки поло востребованы на рынке в качестве униформы сотрудников, доля их продаж составляет 24%. Данную продукцию выбирают и ритейл, и HoReCa. Замыкают ТОП-3 толстовки. В зависимости от модели их покупают и в качестве униформы сотрудников, и в качестве экипировки для мероприятий. В 2021 году мы отметили рост спроса на толстовки в качестве бизнес-презентов, что подтверждает рост среднего чека на подарки по сравнению с 2020 годом.
8% всех продаж в 2021 году составили бейсболки. Как и футболки, они обладают универсальными возможностями и относительно низкой стоимостью, однако эта товарная группа наиболее подвержена сезонным колебаниям спроса.
Ольга Колтунчик,
руководительница компании «Нью-Тон»
По итогам продаж 2021 года товары для дома и офиса по-прежнему остаются в топе. Чего не скажешь о всевозможных играх, товарах для спорта и авто.
В сравнении с 2020, в 2021 году вырос спрос на товары для дома, текстиль, керамику. В то же время наблюдалось снижение количества запросов на некоторые устройства, товары для авто и головоломки. Все реже интересовались товарами, которые обладают антибактериальными свойствами, из чего мы делаем вывод, что «антиковидный» тренд в промопродукции постепенно сдает свои позиции. Также мы отметили, что интерес вызывали гаджеты, объединяющие несколько функций, порой самым необычным образом: например, зонт с подсветкой.
Наши хиты 2021 года: кружки геометрической формы из керамики, ультралегкий зонт, который весит всего 95 граммов, интересные вазы для цветов, фоторамки, мультитулы, бумажники.
Что касается объемов продаж новогодних подарков, то наблюдался явный рост по отношению к 2020 году. В усредненных цифрах бюджет презентов составил: премиум-сегмент – 5000-7000 рублей за 1 штуку, средний сегмент – 2000-3000 рублей, эконом-сегмент – 600-1000 рублей. При этом покупали совершенно разную продукцию: и практичные подарки, и сувениры с ярко выраженной новогодней тематикой. Особой популярностью пользовались товары для дома (наборы для фондю и гриля, бокалы, свечи), экотовары (ланчбоксы из переработанного природного материала, текстиль из RPET, блокноты из кофе, бамбука, каменной бумаги, косметички из яблочной кожуры), VIP-подарки известных брендов (Cacharel, Ungaro, Hugo Boss и т.д.).
СЛОВО РЕКЛАМНЫМ АГЕНТСТВАМ
Дмитрий Пчелин,
генеральный директор компании Admos
В 2021 году наибольшим спросом у наших клиентов традиционно пользовались три крупнейшие товарные категории: одежда, посуда и гаджеты. Но на удивление для нас, несмотря на обилие цифровых устройств в современном бизнес-мире, очень хорошую динамику в 2021 году показали ежедневники и изделия для записи. Возможно, такой рост категории был обусловлен тем, что в непростом 2020 году некоторые клиенты пропустили заказ этой продукции, а в течение следующего года поняли, что без хорошего корпоративного ежедневника даже на Zoom-встрече никак не обойтись.
Три самых популярных позиции 2021 года: термокружки бренда Cofer, увлажнители воздуха, холщовые сумки.
В 2021 году наибольший объем продаж был в ценовом диапазоне от 500 до 2000 рублей за единицу, в отличие от двух прошлых лет, когда более половины продаж пришлось на диапазон до 500 рублей за единицу.
Следуя трендам заботы о сотрудниках и партнерах, множество заказчиков выбирали в качестве подарков к Новому 2022 году концептуальные наборы с тематикой дома и уюта, настольные семейные игры и персональные вязаные изделия. В отличие от прошлых лет, когда безусловными лидерами новогодних продаж были гаджеты и технологичные подарки.
По итогам 2021 года наша команда достигла лучших результатов за всю историю существования компании: рост продаж составил более 20%. Впрочем, в 2020 году мы также показали небольшую положительную динамику по отношению к 2019 году, даже несмотря на все карантинные меры и пандемию.
Ольга Жукова,
генеральный директор «Первой Сувенирной компании»
2021 стал годом, за который рекламно-сувенирная отрасль прошла все этапы привыкания к новым «пандемийным» реалиям: «стабильность нестабильности», желание повысить вовлеченность, лояльность и эффективность сотрудников, первые системные попытки привлечь внимание к экологической повестке.
По категориям товаров из диаграммы видно, что прочные позиции первой тройки занимают подарочные наборы, электроника и ежедневники, планинги, блокноты.
Интересно также рассмотреть более детально первую пятерку товаров из категории «Электроника». Из года в год неизменным победителем остается флешка – 39,5% всех продаж внутри этой товарной группы. В 2021 году за ней следовали внешние аккумуляторы (32%), беспроводные зарядки (10%), увлажнители (5%) и портативные колонки (3,5%).
Экотовары стали для нас новым направлением и имеют пока всего 1% от общего объема продаж. Но мы будем привлекать внимание все большего количества компаний к ведению экоосознанной коммуникации с сотрудниками, партнерами и клиентами в 2022 году и переходу на подарки из категории эко. Для этого мы еще в июне 2021 года запустили собственную ESG-программу (от англ. Environmental, Social and Corporate Governance, ESG – экологическое, социальное и корпоративное управление. – Прим. ред.) Ecolover, которую постоянно расширяем и развиваем.
Концептуальный сет с трендовыми составляющими – тема сезона новогодних подарков 2021-22. Оригинальное оформление в комбинации со смысловой нагрузкой каждого элемента в рамках ярких продуманных концепций – вот секрет успеха этих подарочных наборов.