Витрина

Публикации компаний

Логистика в бумажной отрасли изменилась

Западные санкции привели к кардинальным изменениям в объёмах и направлениях перевозок бумажной продукции.

kelly sikkema 4JxV3Gs42Ks unsplash min

На протяжении нескольких лет экспорт бумаги и картона из России стабильно увеличивался, но начиная с марта 2022 года начал стремительно снижаться: по данным InfraNews, объёмы перевозок бумаги в контейнерах (TEU) за рубеж в третьем квартале упали почти на 10% к уровню прошлого года до 55,9 тыс. TEU, а в четвёртом квартале рухнули на 35,5% до 44,9 тыс. TEU. По итогам всего 2022 года экспорт бумажной продукции снизился на 10% до 237,9 тыс. TEU.

Одновременно с этим начиная со второго квартала прошлого года резко начал расти импорт бумаги. Всего в 2022 году Россия ввезла 38,7 тыс. TEU импортной бумажной продукции, что более чем в 2,2 раза больше, чем годом ранее. Значительно, на 31,8%, выросли и внутренние перевозки бумаги в контейнерах — до 63,7 тыс. TEU против 48,3 тыс. TEU в 2021 году, следует из материалов InfraNews.

Стремительное снижение экспорта бумаги связано, прежде всего, с нехваткой химикатов, необходимых производителям для отбеливания целлюлозы. Традиционно поставщиками этого сырья выступали Финляндия, Германия, Польша и Китай, но на фоне антироссийских санкций европейские поставщики прекратили отгрузки в Россию. В связи с этим целый ряд отечественных производителей столкнулись с проблемами, а, например, крупнейший в Санкт-Петербурге «Светогорский ЦБК» в марте 2022 года на две недели приостановил свою работу. Тогда же проблема доставки необходимых компонентов для производства бумаги обсуждалась с участниками рынка на совещании у генерального директора РЖД Олега Белозерова. В итоге РЖД предложили организовать ускоренные маршрутные поезда с требуемыми бумажной промышленностью химикатами, прежде всего из Китая.

Между тем, поставки компонентов для производства бумаги в России не решают все проблемы отрасли. Так, например, российские потребители традиционно зависели от поставок мелованной бумаги из Европы. По данным Союза предприятий печатной индустрии объём европейского импорта в Россию в этом сегменте составлял от 70% до 80%, около половины всех поставок обеспечивала Финляндия, значительная доля приходилась на Германию и Китай.

Для обеспечения внутреннего рынка российские логистические компании начали увеличивать долю импорта бумаги из Китая и перестраивать логистику. Так, например, в октябре 2022 года АО «РЖД Бизнес Актив» совместно с АО «Терминал Астафьева» организовали новый мультимодальный сервис для перевозки бумаги и картона из китайского порта Рижао в Россию: объём первой поставки из Находки в Санкт-Петербург составил 122 контейнера.

К решению проблемы бумажной отрасли подключились и российские министерства. В апреле прошлого года по инициативе Минцифры России Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) внесла бумагу и картон в перечень товаров критического импорта, установив нулевые таможенные пошлины на их ввоз на полгода. В октябре ЕЭК продлила действие механизма на очередной полугодовой срок до марта 2023 года.

Перестроить логистику поставок пришлось и экспортёрам бумажной продукции. Традиционно основной экспортный поток российской бумаги направлялся в адрес порта Санкт-Петербург, однако на фоне санкционного давления этот крупнейшей транспортный узел практически полностью прекратил экспортные контейнерные отправки. В результате грузопоток распределился на оставшиеся маршруты: порт Новороссийск, сухопутные пограничные переходы и порты Дальнего Востока.


Источник: infranews.ru 

В раздел

Актуальные события