Публикации компаний
- Создано: 04 сентября 2015
Именно сегодня многие дистрибьюторы и импортеры сувенирной продукции активно оптимизируют свои логистические цепочки. Кто-то переходит на прямые поставки, кто-то меняет маршруты, сокращает партии или находит эффективных логистических партнеров. Непростые вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, не ограничиваются только лишь стоимостью и сроками. Оптимальные решения подбирать нужно в комплексе, исходя из конечных целей заказчика иностранной продукции, уверен Роман Лебедев, генеральный директор логистической компании ATC C&L, которая уже более 10 лет занимается поставками товаров из Китая, стран Юго-Восточной Азии и Европы. В интервью нашему журналу он рассказал о том, по каким критериям нужно выбирать схемы поставок и какие факторы сегодня сказываются на эффективности грузоперевозок.
(495) 215-24-73 8-800-500-24-73
sales@atc-logistic.com www.atc-consulting.ru
GIFT Review: Роман Николаевич, какими видами транспорта чаще всего пользуются ваши клиенты из сувенирной индустрии? Какие маршруты наиболее востребованы ими?
Роман Лебедев: Заказы на перевозку сувенирной продукции, как правило, бывают двух типов. Срочные, которые требуют быстрого реагирования и доставки. В таких случаях мы рекомендуем доставку комбинированным транспортом «авто + ж/д» сроком 3 недели или схему «авто + авиа» с доставкой в пределах 2-х недель. Либо доставку прямым авиарейсом, которая вместе с таможенным оформлением занимает 5-6 дней. Если сроки не критичны, а основным критерием является стоимость, то мы советуем морские и ж/д схемы. В этом случае многое зависит от места таможенного оформления, где возможно оптимизировать траты по платежам, отсюда идет и выбор транспорта. Обычно клиент определяет срок доставки, а схему перевозки уже просчитывают менеджеры, исходя из потребностей заказчика. Наиболее востребован маршрут через Дальний Восток (всеми видами транспорта) с оформлением и последующей доставкой до других городов РФ. На данный момент дальневосточная схема является самой гибкой с точки зрения изменения сроков доставки, так как есть возможность вариации видов транспорта и перегрузки с одного вида транспорта на другой.
GR: Для каких партий оптимальны поставки с участием компании-посредника?
Р.Л.: Хочу пояснить, что в данном случае мы не посредники, а, скорее, аутсорсеры. Сотрудничество с нашей компанией имеет выгоду, когда клиент не хочет брать на себя организацию доставки, регистрацию своей компании в качестве участника ВЭД, а также другие риски, связанные с осуществлением международных торговых операций. Соответственно, обращение в компанию, аналогичную нашей, является решением данной проблемы. Объем и частота поставок практически не влияют на это решение. Возможно, только для крупных компаний, с месячными объемами 30-40 контейнеров в месяц имеет смысл создавать свой отдел логистики. Как правило, сувенирные компании сами являются посредниками между заказчиком и производителем, и они редко выходят на критические объемы, чтобы создавать свои отделы.
GR: В подарочном ассортименте многие позиции отличаются сложностями в транспортировке – хрупкость, нестандартные размеры, мелкие изделия и пр. Как в этом случае проходит контроль качества перевозки?
Р.Л.: Действительно, многие товары данной отрасли, которые заказывают к перевозке, имеют сложности в транспортировке. Нестандартность размеров и его величина не усложняют перевозку. Хрупкость груза – основная проблема. Для хрупких грузов лучше подходят контейнерные перевозки, будь то перевозка целыми контейнерами или в составе сборных контейнеров. Еженедельно с юга Китая с нашего склада в Гуанчжоу осуществляются отправки сборных контейнеров. Товар, отправленный именно этим способом, доходит всегда в целости и сохранности. Единственной особенностью является невысокая скорость перевозки. С момента выхода контейнера – от 30 до 40 дней. Все остальные схемы требуют большого количества перегрузов, отчего не может быть гарантирована сохранность груза. Хотя и в этом случае есть выход – деревянная обрешетка, которая немного увеличивает расходы на упаковку, но тем не менее позволяет доставить груз в сохранности. При доставке контейнерами качество перевозки гарантируется за счет того, что контейнер загружается в одном месте и выгружается уже в пункте доставки. Единственное, относительно слабое место – досмотр на таможенном терминале, но в нашем случае порча товара при досмотре исключена, так как на всех этапах перевозки, на таможенных терминалах и складах, при перегрузке в вагоны и самолеты присутствуют наши специалисты.
GR: Что такое мультимодальные перевозки и в каких случаях они нужны?
Р.Л.: Это схемы, где задействовано больше двух видов транспорта. В целом, практически любая перевозка в современном мире является мультимодальной. За исключением лишь автомобильных перевозок, в которых используется лишь один вид транспорта. Сложные схемы мультимодальных перевозок в своей работе мы используем достаточно часто. Они включают в себя несколько этапов, например, груз от китайского поставщика перевозят на небольших машинах, далее перегружают в контейнер и из Гуанчжоу отправляют морем до порта Инкоу на севере Китая. В порту морской контейнер переставляют на ж/д платформу, и груз через пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия отправляется по железной дороге в Москву. Там контейнер снимается с платформы и уже с помощью автотранспорта доставляется до склада клиента. В данной схеме задействовано 3 вида транспорта, и это позволяет сократить маршрут из Гуанчжоу до Москвы до 8 дней.
GR: А если необходимы минимальные сроки поставки из Китая?
Р.Л.: В этом случае однозначно – авиаперевозка. Из любого уголка Китая автотранспортом груз доставляется в крупные аэропорты страны. Сейчас география полетов расширяется. Помимо Пекина, Шанхая, Гуанчжоу добавляются такие города как Ухань, Урумчи, Харбин, Ченду и др., откуда осуществляются прямые авиарейсы в различные города РФ. Таким образом, возможно обеспечение минимальных сроков доставки. Также мы предлагаем более доступную с финансовой точки зрения схему – «медленный самолет». При такой схеме груз в сборных авто везется до Владивостока, где проходит таможенное оформление с последующей авиа-отправкой в Россию. Срок доставки по такой схеме составляет 10-12 дней. Стоимость авиаперевозки при этом снижается на 30-50%.
GR: Сейчас активно обсуждают проект строительства скоростной ж/д линии до Казани с ее продолжением вплоть до Пекина. Как, по вашему мнению, подобный проект может сказаться на вашей сфере деятельности?
Р.Л.: Данный проект серьезно не может сказаться на нашей деятельности, так как экспресс-доставка – лишь один из составляющих видов логистики. Подобный проект будет дорогостоящим и перевозка по данному маршруту будет вряд ли экономична, плюс сроки реализации проекта неизвестны. Это будет еще одно предложение на рынке, которым клиент сможет воспользоваться, но не более того.
GR: Помимо организации собственно транспортировки грузов, ваша компания работает напрямую с зарубежными производителями. Каким образом такие посреднические услуги могут оптимизировать процессы компаний, работающих на территории России?
Р.Л.: Мы можем взять на аутсорсинг часть бизнеса, связанную с поиском зарубежных производителей и размещением заказов. Открытие представительств за границей, отправка сотрудников на выставки или другие мероприятия, которые позволяют искать производителей в Китае, требуют от компаний определенных затрат, а также знания менталитета и специфики ведения бизнеса с Китаем. Немногие компании располагают такими возможностями. Наша компания существует на рынке более 10 лет. Широкая сеть представительств, наличие складов консолидации, знание языка и многолетний опыт работы с азиатскими партнерами позволяют предложить полный комплекс услуг – от поиска товаров до организации доставки грузов клиентам.
GR: Больше всего в теме логистики всех волнуют проблемы, связанные со срывом сроков из-за непредвиденных сложностей на таможне. Каковы наиболее частые причины таких форс-мажоров и каким образом можно обезопасить поставки?
Р.Л.: В любом бизнесе существуют так называемые «камни преткновения». Таможня в нашем случае – не исключение. Таможенное оформление является достаточно сложным процессом и зависит от многих факторов. Некорректно заполненные документы и таможенные декларации, просрочка оплаты таможенных платежей и ряд других факторов зачастую становятся причинами трудностей. Еще одна проблема – несоответствие заявленных данных реальной загрузке транспортных средств. Предупреждая эту сложность, наши специалисты всегда находятся на связи с производителями. При отгрузке с наших складов все товары досматриваются, а также пересчитываются, тем самым мы не допускаем внештатных ситуаций на таможне. Таким образом, обезопасить себя от таких форс-мажоров можно, работая с компаниями, имеющими профессиональный опыт в подготовке документов, работы с таможней и т. д.
GR: Наблюдаете ли вы положительные тенденции в развитии таможенных процедур?
Р.Л.: В последнее время было множество изменений. Одно из основных – переход к электронному декларированию, которое существенно сократило сроки подготовки и упростило подачу деклараций в таможенные органы РФ через ЦЭДы (Центры Электронного Декларирования). Теперь импортер, находясь, например, в Москве, может доставить контейнер до Владивостока и подать декларацию без личного присутствия. В связи с вступлением России в ВТО, за последние несколько лет сократились таможенные пошлины на целую группу товаров, таких как обувь, одежда и др. Хотя стоит отметить, что при этом таможенные платежи не уменьшаются. Напротив, ужесточаются требования таможни к заявленной стоимости товаров, корректности заявленных данных. Прикрываются лазейки в различных уголках таможенных структур, что, несомненно, ведет к улучшению работы честных участников ВЭД.
GR: Какие изменения происходят в целом в поставках для сувенирной отрасли в этом году?
Р.Л.: Экономическая ситуация в этом году находится в кризисном состоянии, что, бесспорно, сказывается на объемах закупок. В два раза увеличилась стоимость товаров из-за падения курса рубля. В связи с уменьшением объемов закупок актуальна перевозка сборными контейнерами и поставки автотранспортом небольших партий, где не требуется консолидация до целого контейнера. При невысоких бюджетах также будут востребованы и морские контейнерные перевозки. Больших изменений в типах перевозки и направлениях поставок не будет, скорее произойдет смещение в сторону уменьшения отдельных партий. Маршруты и направления останутся те же. Роста объемов не ожидаем, лишь передислокацию, о которой упомянул выше.
GR: Как вы оцениваете перспективы развития бизнеса в условиях кризиса?
Р.Л.: Компания ATC C&L относится пусть не к крупным, но, однозначно, стабильным игрокам рынка. Оценивая последствия кризиса 2008 года, могу утверждать, что именно сильные, с точки зрения успешного ведения бизнеса, компании стали нашими клиентами в этот период. Кризис активно стимулирует готовность руководителей многих предприятий переходить на нестандартные для России методики работы, что, конечно, будет способствовать появлению новых возможностей для решения важных стратегических задач. И преодолеть все финансовые невзгоды удастся только тем, кто сумеет правильно расставить приоритеты, оценить риски и грамотно выстроить политику дальнейшего развития.