Главная
Когда именно и кем был придуман первый в мире подстаканник, неизвестно. Принято считать, что это ценное изобретение появилось в России в XVIII веке. В антикварных коллекциях встречаются изделия из Англии, Германии, Италии, Франции и даже Ирана. Но именно на Руси подстаканник прижился, превратившись из сугубо практичной подставки в предмет роскоши, отражающий социальный статус владельца и его художественный вкус. Александр Дюма, путешествуя по России, отметил особый русский чайный этикет: дамы пьют из чашки с блюдцем, а мужчины - из стакана с подстаканником. О славном прошлом и практичном настоящем этого аксессуара GIFT Review узнал у главного инженера ЗАО «Кольчугцветмет» Владимира Владимировича Козина.
GIFT Review: Подстаканники – довольно старомодный предмет обихода. Что помогает этому товару оставаться востребованным на современном рынке?
Владимир Козин: Начнем с того, что эпоха расцвета подстаканника пришлась в России на послереволюционный период. Фарфор тогда объявили мещанским пережитком, а посудой истинного пролетария стал стакан. Уже тогда подстаканник превратился в идеальный рекламный носитель, на котором изображались государственные события, памятники архитектуры, картины мирного быта и символы могущества державы. Выпуском изделия занимались тридцать крупных предприятий, в том числе и знаменитый Кольчугинский завод. Постепенно мода на фарфор вернулась. Но подстаканник не ушёл в разряд коллекционных раритетов, а устойчиво обосновался на железнодорожном транспорте. Гранёный стакан, кубики рафинада и латунный подстаканник из Кольчугино – вот настоящие символы российских поездов! Второе своё рождение кольчугинский подстаканник обрёл в качестве сувенира – несмотря на доступную цену, это изысканный, долговечный и, главное, практичный подарок. Ассортимент наших подстаканников постоянно пополняется новыми рисунками, можно приобрести как привычные никелированные изделия, так и покрытые драгоценным металлом. Кольчугинские мастера готовы разработать индивидуальную модель с фирменной символикой, превращающую подстаканник в оригинальный бизнес-презент, а переговоры с дежурной кружкой чая – в национальную чайную церемонию.
GR: Всегда ли подстаканники были предметом искусства?
В.К.: С самого своего рождения российские подстаканники отличались от сугубо практичных изделий из-за рубежа неповторимой красотой и изяществом. Владельцы мануфактур быстро смекнули, что только производство ярких художественных изделий поможет обойти конкурентов. С ростом популярности подстаканника появились дорогие изделия из серебра и золота, со вставками драгоценных камней, с покрытием эмалью, филигранные. Отдельные умельцы изготавливали их из дерева, бисера и даже из стекла. Сам Карл Фаберже занимался разработкой эксклюзивных моделей.
GR: Как же такой изысканный аксессуар попал в прозу жизни – в поезда?
В.К.: В 1892 году с лёгкой руки Сергея Юльевича Витте, министра путей сообщения, подстаканники начала использовать Российская железная дорога. Потребовались изделия недорогие, практичные, но в то же время приятного внешнего вида. Именно такие подстаканники предложило «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина». Подстаканники делались из латуни методом чеканки: вначале из листового металла вырубается пластина будущего подстаканника, затем на заготовку при помощи мощных прессов наносится чеканный узор, после этого заготовка сгибается, оснащается поддоном и ручкой, полируется и… подстаканник готов.
GR: Какие варианты подстаканников производит ваш завод в наше время?
В.К.: Технологию чеканки Кольчугинский завод цветных металлов применяет до сих пор. Подстаканники изготавливаются из различных металлов. Благородный блеск серебра, мельхиора и меди не требует дополнительного покрытия, а на латунь гальваническим способом наносится декоративное покрытие из серебра или никеля, защищающее от коррозии и придающее изделию изысканный вид. Позолота наносится вручную – вначале художник закрашивает «лишние» узоры специальным лаком, после чего подстаканник опять отправляется в гальваническую ванну. Гальваника позволяет надёжно, на молекулярном уровне, скрепить покрытие с основой. Данный метод работает только с химически чистыми металлами, поэтому если серебряные изделия мы производим из металла 925 пробы, то на серебрение идёт серебро высшей пробы «четыре девятки». Любители антиквариата заказывают подстаканники без покрытия, со временем латунь окисляется и изделие приобретает вид музейного экспоната.
GR: Расскажите о возможностях вашего производства для создания нестандартных решений.
В.К.: Мы предлагаем несколько вариантов персонализации изделия. Самый оригинальный, но вместе с тем и наиболее дорогостоящий вариант, – разработка полностью уникального подстаканника. Создаётся штамп совершенно новой пластины, которым можно отчеканить любое количество подстаканников, необходимое заказчику. Такой вариант подойдёт при тиражах от нескольких тысяч изделий. Более экономичный вариант – индивидуальная чеканка не всей пластины, а только изображений в её центральном и боковых окнах. Этот вариант можно рассматривать при тираже в несколько сотен изделий. Если тираж невелик, а бюджет ограничен, рисунок в центральном и боковых окнах подстаканника можно нанести при помощи лазерной гравировки Недавно освоен новый способ персонализации – при помощи элементов художественного литья. Дизайнер разрабатывает объёмную модель желаемого изображения, которая отливается из латуни и приваривается к пластине подстаканника. Главный плюс данного способа – рисунок получается классический, объёмный. Минус – изображение должно быть целостным, единым. Не получится, скажем, отобразить несколько объектов или сделать надпись. Перечисленные варианты персонализации можно применять для любых видов подстаканников в нашем ассортименте.
GR: Какие компании заказывают брендированные подстаканники?
В.К.: Самые разные – от прогрессивных ИТ-компаний до госучреждений и политических организаций. В числе наших заказчиков Российские железные дороги, Яндекс, Партия ЛДПР, Московский ГУМ. В 2011 году были выпущены сувенирные подстаканники для Мирового политического форума в Ярославле. Даже Администрация Президента России обращалась к этому варианту сувенира: в 2003 году заказывали подстаканники, посвящённые 300-летию Санкт-Петербурга.
GR: Предусмотрены ли подарочные комплекты с подстаканниками?
В.К.: Наши подстаканники можно приобрести как отдельно, так и в комплекте с хрустальным стаканом и чайной ложкой из посеребренного мельхиора. Есть подарочные наборы на одну, две или шесть персон. Набор из двух подстаканников комплектуется подносом для пирожного, а набор из шести подстаканников – большим круглым подносом, на котором поместится и заварочный чайник, и ваза с конфетами.
GR: Насколько доступны подстаканники сегодняшнему покупателю?
В.К.: Небольшие ювелирные и художественные мастерские изготавливают подстаканники из тонкой серебряной проволоки методом филиграни (скани), из латуни или бронзы методом художественного литья, деревянные с хохломской росписью и т.п. Для украшения могут использоваться драгоценные металлы и самоцветные камни. Такие изделия производятся малыми тиражами, требуют ручной обработки. В итоге получается уникальное произведение искусства, цена которого порой доходит до нескольких десятков тысяч рублей. Стоимость наших подстаканников в первую очередь зависит от используемых материалов. Никелированные подстаканники в розничных сетях можно приобрести за 600-1000 рублей, посеребренные с позолотой обойдутся в 3 – 5 тысяч. Если подстаканник выпущен ограниченным тиражом (например, с нанесением логотипа организации), то на общее количество изделий распределяется стоимость изготовления чеканочных штампов. Также цена зависит от комплектации (чайная ложечка, стакан, подарочный футляр, поднос) и, разумеется, от ценовой политики продавца. Производство не стоит на месте, регулярно разрабатываются новые модели. Мы всегда рады интересным предложениям и идеям, – заходите на наш сайт, пишите письма, возможно вскоре на витрине появится и ваш собственный подстаканник!
ЗАО "Кольчугцветмет"
Тел.: (49245) 2 18 49, 9 16 46. Факс: (49245) 4 05 22
valuevaIN@zio.ru
Управляющая компания ООО "УГМК-ОЦМ"
Тел.: (34368) 98 077. Факс: (34368) 98163
selunsky.ocm@ugmk.com