Витрина

Публикации компаний

Поторгуемся? Сувенирные тендеры 2022 года

Поставка сувенирной продукции для бюджетных организаций, корпораций с государственным участием и все большего количества коммерческих компаний осуществляется через тендеры на специализированных электронных торговых площадках. Если вы планируете заниматься поставками корпоративных подарков и промотоваров на конкурсной основе, то наилучшим образом оценить эту сферу поможет аналитика. Ее подготовили наши партнеры из компании Derten, занимающейся тендерным сопровождением.

(Журнальная версия доступна здесь, стр.66. Скачать весь выпуск здесь)


СУВЕНИРНЫЙ ТЕНДЕРНЫЙ РЫНОК В 2022 ГОДУ

Общее количество тендеров на бизнес-подарки и промопродукцию в 2022 году составило 4 056 процедур.

torg1

Согласно динамике торгов, представленной на графике 1, данная сфера имеет ярко выраженную сезонность. Большее количество тендеров приходилось на март, апрель, октябрь и ноябрь, – в эти месяцы в среднем публиковалось от 300 до 600 процедур. Меньше всего торгов проводилось в январе – около 100 опубликованных процедур.

Среднее падение цены от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) составило 19,4%, в 2021 году этот показатель был немного выше.

potorguemsya1

Количество участников в большинстве торгов составило от одной до трех компаний, что считается довольно низкой конкуренцией. Около 23,3% от всех заказов разыгрывалось без снижения цены. Самая высокая конкуренция была в тендерах, где отсутствовало обеспечение заявки и контракта, – там этот показатель достигал девяти и более участников. Также конкуренция была значительно выше в тех закупках, где был предусмотрен аванс. Самая низкая конкуренция отмечалась в тендерах с высокой НМЦК и обязательным обеспечением.

Распределение по типу заказчиков представлено на графике ниже.

potorguemsya4

44-ФЗ – государственные учреждения, такие как детские сады, вузы, администрации и проч.

potorguemsya3

223-ФЗ – корпорации с государственным участием, такие как РЖД, «Газпром», «Почта России» и др.

potorguemsya2

Коммерческие заказчики – частные компании, использующие тендерную систему в своих закупках. Например, OZON, «Додо Пицца», «М.Видео».

potorguemsya5

По таблице 1 можно оценить среднюю цену контракта и реализуемый бюджет. Доступ к торгам составил 95% – данный показатель говорит о том, что почти все участники доходили до торгов согласно отборочным требованиям, предъявляемым заказчиками.

 

СТАТИСТИКА ТЕНДЕРОВ ПО РЕГИОНАМ

Традиционно больше всего тендеров в 2021 году было проведено в Москве – 25,41% от общей суммы тендеров. В Санкт-Петербурге – 7,89%, в Московской области – 3,76%, в Свердловская области – 3,66%, в Красноярском крае – 3,49%, в Тульской области – 2,98%, в Нижегородской области – 2,95%. На каждый из остальных регионов пришлось менее 2,9% от общей суммы тендеров.

 

ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ТЕНДЕРОВ

Не все тендерные процедуры проводятся одинаково. У каждого типа извещения есть свой регламент проведения, разные сроки и требования к поставщикам.

Больше всего тендеров (61%) проводилось в виде электронного аукциона. Данная процедура проходит в установленное заказчиком время на выбранной электронной торговой площадке (ЭТП) посредством понижения цены. Побеждает участник, который за отведенное время предоставил наименьшую цену.

potorguemsya

Запрос котировок (17% от общего количества тендеров) схож с электронным аукционом. Отличие заключается в том, что цена устанавливается участником в момент подачи заявки. Цены других участников скрыты. После окончания приема заявок заказчик получает информацию о всех ценовых предложениях. Побеждает тот поставщик, который предложил наименьшую цену. Среди заявок с одинаковой наименьшей ценой предпочтение отдается той, которая была опубликована на площадке раньше по времени.

На третьем месте «иной способ» определения поставщика – 15% от общего количества процедур. Данные тендеры требуют детального изучения документации, так как не всегда важным критерием является цена. Больше всего таких тендеров проводится среди коммерческих компаний, где заказчик может обратить внимание на квалификацию поставщика, его финансовое состояние, а также ранее выполненные контракты.

На остальные процедуры пришлось около 7% от всех проводимых закупок. Требования по ним устанавливаются заказчиком в индивидуальном порядке. Чаще всего от поставщика требуются подготовка ценового предложения, графики поставок (если поставка не разовая), опыт выполнения аналогичных работ.

 

КАТЕГОРИИ ПРОДУКЦИИ

Чаще всего посредством тендеров в 2022 году закупали блокноты, футболки, толстовки, USB-флешки, шариковые ручки, термобутылки и термокружки, календари, пледы, медали, рюкзаки. Все эти товары запрашивались с брендированием – нанесением логотипа компании-заказчика.

Однако на этом перечень поставляемых подарков не заканчивается. В списке также подарочные книги, обложки для документов, внешние аккумуляторы и даже такая «экзотика», как мультифункциональная лопата в коробке и пресс для приготовления гамбургеров.

 

ИТОГИ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сувенирные тендеры проводятся в любом регионе России. Чем выше цена контракта, тем ниже конкуренция. Больше всего тендеров приходится на конец осени и начало весны.

Не стоит ограничиваться участием только в электронных аукционах. Конкурсы и запросы предложений стоит рассматривать, как только вы исполните несколько контрактов и появится опыт в реестре, что позволит компании проходить по квалификационным требованиям в тех закупках, где это является важным критерием для отбора потенциальных поставщиков. Также не забывайте о том, что вы можете поставлять продукцию и в другие близлежащие города, если грамотно подойти к расчету затрат на логистику.

Практически все тендеры сейчас проходят в электронном виде, закупок в «бумаге» уже почти не осталось. Поэтому в 2023 году стоит задуматься о выпуске электронной подписи и подготовке к участию вашей компании в тендерах в электронном виде, если вы вдруг еще этого не сделали.

По материалам компании Derten, www.derten.ru

В раздел

Актуальные события