Витрина

Публикации компаний

Бизнес ручной работы

Долю таких производителей в обороте подарков и сувениров оценить практически невозможно. Рукодельницы, мастера по стеклу и металлу, резчики, художники, ювелиры… Сфера их деятельности чрезвычайно разнообразна. Речь идет о создателях подарков ручной работы. GIFT Review решил пообщаться с производителями хэндмэйда, чтобы прояснить их положение на рынке.

 

 

Вначале было хобби

Большинство создателей уникальных, авторских подарков – это не профессиональные бизнесмены или производственники. И даже не выпускники специализированных вузов (хотя есть среди них и такие!). Большинство игроков этого рынка – домохозяйки, офисные работники, специалисты из самых разных сфер – от бухгалтерии до педагогики, которые настолько увлечены своим хобби, что результаты их творчества по достоинству оценили и другие люди.

«Вначале было хобби – простой берестяной промысел, затем появилось желание сделать нечто оригинальное, необычное, – рассказывает Владимир Махнюк, директор «Шадринской берестяной мастерской «Честа». – Далее возник азарт и стремление создать экстраординарные изделия, не имеющие аналогов. Все это получилось, и постепенно образовался устойчивый спрос на продукцию автономного мастера (независимого художника). Этот устойчивый спрос постепенно привел к организации бизнеса, основанного на желании обучить новому стилю как можно большее число мастеров».

Перечислить все увлечения, которые способны стать настоящим бизнесом, не представляется возможным. Воображение человека – неисчерпаемый источник всевозможных техник исполнения сувенирной продукции. Однако есть наиболее популярные сферы деятельности авторов хэндмэйда, как, например, вязаные игрушки, разнообразная бижутерия, мыло ручной работы… Но есть и совершенно оригинальные, эксклюзивные технологии, которыми пользуются авторы. Например, уникальная технология обработки горного хрусталя-кварца, разработанная и запатентованная Владимиром Муляром («Хрустальная мечта»). «Работал на госпредприятии в качестве художника-дизайнера-конструктора по художественным изделиям из горного хрусталя,– рассказывает нам Владимир Муляр. – В 90-е годы предприятие закрыли, но продолжить развивать эту технологию, которую я разрабатывал и совершенствовал более 30 лет, было целесообразно, т.к. подобного класса продукции в художественных салонах не было».
Есть и такие техники, которые становятся настоящим массовым увлечением, а у самых талантливых в результате превращаются в доходное хобби. «Я делаю украшения из стекла. От сравнительно небольших бусин до крупных кулонов, – описывает технику лэмпворк Елена Павленко («Ванильное стекло»). – Исходное сырье – итальянское разноцветное стекло в виде палочек. С помощью газовой горелки (температура до 12000 С) и различных подсобных приспособлений выплавляются бусины, на которых (и внутри которых) можно рисовать стеклом или создавать объемные скульптуры. Каждая бусинка индивидуальна, а возможности стекла почти безграничны».

 

Формальности

Всех, кто задействован в сфере хэндмэйда, можно условно разделить на две группы – «индивидуалисты» и «компанейские». Многие авторы создают свои изделия в свободное от основной, как правило, офисной работы. Иногда это дело становится семейным. Однако некоторые мастера собирают вокруг себя целую компанию единомышленников. И если большинство «индивидуалистов» не имеют какого-либо юридического оформления («объемы слишком малы», поясняют они), то другие – объединяются в ООО и, как правило, имеют весь набор необходимой юридической и финансовой документации. Значительная часть рынка хэндмэйд товаров, можно сказать, находится в тени с точки зрения законодательства о предпринимательской деятельности. Многие авторы, хоть и зарабатывают на своих изделиях, предпочитают называть свое дело не бизнесом, а хобби. Средний объем продаж для таких «производителей» составляет от 5 до 20 единиц товара в месяц. При таких масштабах, действительно, сложно убедить себя в необходимости оформлять ИП или ООО, что непременно скажется на занятости автора. Дополнять навыки рукоделия бухгалтерскими знания готовы далеко не все. Впрочем, о необходимости узаконить свое, хоть и маленькое, дело задумываются многие.

В поисках покупателя

Главный рекламный и маркетинговый инструмент для продаж хэнд-мэйда – «сарафанное радио». А основной канал продаж – Интернет, социальные сети. «Изначально первыми покупателями были мои друзья и знакомые, – рассказывает Ирина Болотова (Original soap). – Дальше сработало сарафанное радио. Сейчас около 60% составляют интернет-заказы. Свои работы размещаю на сайтах торговых площадок handmade товаров. Плюс дополнительная реклама в социальных сетях и блогах». Это типичная для хэндмэйда эволюция каналов сбыта. Помимо самых популярных «общих» социальных сетей, вроде «Вконтакте» и «Одноклассники», существует целый ряд специализированных площадок для размещения на продажу авторских сувениров и подарков. Например, «Ярмарка Мастеров» и портал Handhand. Многие создатели сувениров ручной работы продают свои изделия и на многопрофильных торговых онлайн-площадках вроде avito.ru и molotok.ru. В любом случае затраты на размещение для продажи хэндмэйд товара минимальны или вообще равны нулю.

Еще один вариант продаж для хэндмэйда – реализация через магазины подарков. Например, создатели бренда REDCAT активно сотрудничают с магазинами в центре Москвы. «В основном мы сдаем магазинам на комиссию, так работают многие авторы», – поясняет соавтор бренда Ирина Цудикова. Однако некоторые опрошенные нами бизнесмены-авторы признались, что этот вариант не очень надежен. «Я сдаю свои украшения на реализацию за ту цену, которую хочу за них получить, а магазин ставит свою наценку, – описывает одну из возможных схем Елена Павленко («Ванильное стекло»). – Честно говоря, опыт был не очень успешным». В таких магазинах сложно отследить, как преподносится товар, и зачастую нет гарантии, что продавец приложит максимум усилий для реализации именно этих предметов. Поэтому вполне вероятно, что сдав на комиссию продукцию, автор получит ее обратно как «залежавшийся товар». Большинство создателей хэндмэйд подарков все же предпочитают работать на заказ или лично контролировать реализацию готовых изделий. «Реализация через магазины сувенирной продукции любого уровня не оправдала себя, – признался Владимир Махнюк («Шадринская берестяная мастерская «Честа»). – Достаточно высокий комиссионный процент не позволил организовать продажу нашей достаточно дорогой продукции».

Получается, что в отличие от массового производства и ритейла, где львиную долю затрат, а значит, и себестоимости продукции, составляет реклама и организация продаж, цена авторских подарков ручной работы формируется в основном из стоимости исходных материалов и времени, затраченного на изготовление товара. К ним добавляются разве что различные накладные расходы. «Я обязательно рассчитываю стоимость работ, а также расходных материалов, включая затраты на электроэнергию и транспортные расходы», – рассказывает Ирина Болотова (Original soap). «Если расходные материалы привозятся издалека, в стоимость изделия всегда включается дорога или доставка», – добавляет Ирина Семизарова («Гостиная Рыжей Бестии»).

 

Выгода

На наш вопрос о том, прибыльна ли ручная работа в век автоматизации и масс-маркета, мы получали однозначный ответ. «Ручная работа может принести хорошую прибыль, если она будет оригинальной, безупречного качества и сделана с высоким вкусом, – уверен Владимир Махнюк («Шадринская берестяная мастерская «Честа»). – Эта работа должна быть испытана на реакцию зрителя, т.е. предварительно представлена широкой аудитории и получить высокую оценку не компетентного искусствоведа, а именно этой широкой аудитории. Когда я делал первые свои выставки, на меня обижались устроители биеннале за то, что основная масса публики была сосредоточена возле моего павильона. Именно тогда я понял, что двигаюсь в нужном направлении».

Для создателей хэндмэйда не стоит вопрос прибыли от количества. Хотя стоимость изделий напрямую зависит от этого – ведь основная ценность ручной работы именно в ограниченности тиража, а то и в абсолютной уникальности. Правда, правила игры на рынке не всегда учитывают эти особенности. «В нашей стране хэндмэйдбизнес еще не набрал должных оборотов, поскольку покупатели не слишком доверяют качеству ручной продукции, – констатирует Ирина Цудикова (REDCAT). – Кроме того, зачастую условия аренды торговых мест не оставляют шансов рассчитывать на суперприбыли».

Есть и еще один фактор, влияющий на доходность рукодельного бизнеса. Творческие люди, каковыми являются и считают себя почти все авторы хэнд-мэйда, нередко лишены предпринимательской жилки. «Для получения хорошей прибыли (такой, чтобы сделать это своей основной работой без потерь в материальном плане) необходимо нечто большее, чем умение что-то творить собственными руками, – уверена Ирина Семизарова («Гостиная Рыжей Бестии»). – Нужен, например, хороший финансист. Или PR-щик. Рекламщик, в принципе, тоже подойдет. Просто если это совмещать с процессом творчества, быть одновременно и Мастером, и Бизнесменом, качество работ может очень сильно пострадать».

Но несмотря на все сложности и относительность финансовых перспектив, большинство «индивидуальных производителей» строят планы на настоящее бизнес-будущее. А многие уже сейчас активно участвуют в выставках и готовят проекты по созданию собственного бренда и магазина. Из обычного рукоделия, из увлечения и ремесла уже выросло немало действительно эффективных и интересных компаний, как например, уже упоминавшиеся выше ООО «Шадринская берестяная мастерская «Честа» и бренд REDCAT. Эти примеры говорят о том, что у любого хобби есть возможность стать настоящим делом.

Дарья Балаян


Редакция благодарит компании и мастеров, принявших участие в материале, предоставив комментарии и иллюстрации:

«Шадринская берестяная мастерская «Честа», www.beresta.org
«Хрустальная мечта», мастер Владимир Муляр, www.mulyar.ru
REDCAT, www.redcatshop.ru
«Ванильное стекло», мастер Елена Павленко, www.vanil-glass.ru
Original soap, мастер Ирина Болотова, www.soapbyirinka.livemaster.ru
Мастер Ирина Семизарова («Гостиная Рыжей Бестии»), www.livemaster.ru/jerryjane
ООО «Оффицина» (бренд «Рыбинские Рыбы»), www.woodenfi sh.ru
Мастер Елена Герасенкова, www.gerasenkova-dolls.ru
Мастер Наталья Темлякова, www.temnatnik.livemaster.ru
«Мебель и интерьер», www.annabenu.ru

В раздел

Актуальные события