Витрина

Публикации компаний

БУДУЩЕЕ ЗА РЕГИОНАМИ – ВОПРОС ИЛИ ОТВЕТ?

 

В этом номере (№4/2011) мы неспроста решили поговорить о региональном рынке подарочной и сувенирной продукции. В прошлый раз, рассуждая о выгодах и сложностях импорта продукции, мы не раз задавались вопросом, почему на нашем рынке великое множество импортеров и не так много российских производителей. Теперь же мы обнаружили, что если в вопросах производства регионы пока не готовы конкурировать с другими странами, то в качестве рынков сбыта у российских нестоличных городов очень радужные перспективы.

 

ПОДВИЖКИ В НЕДВИЖИМОСТИ

Как правило, разговор о ритейле, независимо от сегмента, начинается с обсуждения торговой недвижимости. Это, что называется, о наболевшем. Действительно, в результате кризиса коммерческая недвижимость сильно просела в своих темпах развития. Теперь предложение по торговым площадям идет вразрез со скоростью наращивания оборотов торговыми компаниями. В результате, для многих главное препятствие в расширении сети сбыта – это нехватка торговых помещений. Особенно остро вопрос стоит для товаров из ценового сегмента «средний+» и «премиум». Для дорогих, элитных подарков требуется соответствующее помещение в качественном торговом центре или же на центральной торговой улице города рядом с солидными витринами других компаний, ориентированных на состоятельную аудиторию. Именно таких помещений сейчас не хватает в большинстве регионов.

Впрочем, в городах с населением более 500 тысяч жителей сейчас активно продолжают строиться торговые центры, зачастую столичными компаниями, которые создают качественные объекты как для среднего, так и для премиального сегмента ритейла. О том, что спрос на эти помещения сейчас как никогда гарантирован, говорят и аналитики. По данным Colliers International, в планы развития ритейлеров входит открытие новых торговых точек в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Астрахани, Ростове-на-Дону, Самаре, Владимире, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Вологде, Барнауле, Рязани, Новосибирске, Воронеже и Краснодаре. По ощущениям Александра Суворова, руководителя отдела развития компании «Махровые сладости», Новосибирск не испытывает нехватки в торговых объектах. Однако если речь идет о менее крупных городах, то здесь пока ситуация без существенных изменений. «В областном центре в Нижнем Новгороде довольно много современных красивых торговых центров, – подтверждает коммерческий директор компании «АКСО» Антон Афанасьев. – В других городах области торговых площадей такого формата немного, для продажи дорогих подарков – подходящих зачастую просто нет».

ФАВОРИТЫ

В лидеры городов, интересных для компаний, специализирующихся на подарках и сувенирах, по результатам опроса GR, попали такие города, как Новосибирск, Краснодар и Самара. Вообще, складывается впечатление, что географических ограничений для сегмента подарочной продукции не существует. Как прокомментировал нам Владимир Краснобаев, руководитель компании «Правила Успеха Групп», работать с компаниями не из Москвы или Петербурга иногда даже интереснее. И многие столичные компании работают не зависимо от географии, ориентируясь на конкретные потребности партнеров из конкретных регионов. «Мы не выделяем какой-то отдельный федеральный округ или город, так как политика компаниибазируется на идее, что любая территория имеет большой потенциал, если отвечать ее потребностям, – поясняет Виктор Алекса, генеральный директор ООО «Урбаника». – Поэтому мы активно сотрудничаем с нашими партнерами, предлагая широкий ассортимент разнообразных категорий товара и ценовой диапазон в рамках выбранного среднего сегмента.

Это дает им возможность самостоятельно выстраивать ассортиментную политику «на местах», которая соответствует возможностям и потребностям конкретной территориальной единицы». Да и региональные компании готовы работать за пределами своего субъекта федерации, несмотря на высокую конкуренцию со стороны крупных игроков рынка. «На мой взгляд, рынок везде развивается одинаково и перспективы есть во всех регионах, – уверен Сергей Красавцев, генеральный директор компании «Полезные Подарки». – Единственное, что центральные регионы, крупные города в развитии подарочного бизнеса идут на полшага вперед».

В числе регионов нон-грата, о которых, кстати, участники рынка упоминали очень редко, оказались относительно удаленные от склада регионы (например, Зауралье для компании «Коралл»), автономный и близкий к высоко конкурентной Европе Калининград и нестабильный во всех отношениях Кавказский регион.

ДАЛЬНИЕ ДАЛИ

Для некоторых компаний, правда, сложности доставки делают невыгодным развитие за определенными пределами досягаемости. Так, сеть «Коралл» считает целесообразным экспансию только в пределах 1000 км от центрального офиса.  Впрочем, это получаются тоже не малые масштабы – 18 регионов в ЦФО, ПФО и СЗФО. Проблемы с доставкой в регионы зачастую связаны и соспецификой товара. «Мы продаем и керамику, и стекло, и дерево, и еще множество всего легко бьющегося. И покупателю приходится зачастую отдавать треть суммы от заказа транспортным компаниям, чтобы товар дошел в сохранности, – рассказывает Сергей Красавцев («Полезные Подарки»). – Поэтому некоторые предпочитают сами закупаться в ближайших оптовых базах и довольствоваться местным ассортиментом и ценами».

Добавляет проблем и цена доставки на дальние расстояния. «При сотрудничестве с региональными компаниями самой большой проблемой, с которой мы сталкиваемся, – это стоимость доставки товара, – поясняет Екатерина Козаченко, директор ООО «2К КОРЗИНА». – Получается, что регионы вынуждены покупать корзины в Москве и закладывать в стоимость продукта еще и доставку. Для тех, кто занимается оптом, это становится непреодолимым препятствием, так как дать конечному покупателю, и более того, еще и перекупщику, приличную цену, в которой заложена доставка и хотя бы минимальный интерес, невозможно».

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ

Итак, интерес к подарочной продукции не зависит от климата, часового пояса или положения на карте. Но в то же время в каждом регионе есть свои нюансы. В первую очередь, на активности развития этого сегмента ритейла сказывается покупательская способность. В этом, увы, большинство регионов пока проигрывают столице. В результате, в менее благополучных с точки зрения экономики городах спрос выше на дешевую продукцию. С другой стороны, в регионах, где с финансами у покупателей все более-менее хорошо, очень активно развиваются серьезные конкуренты из той же столицы. «Рынок сувенирной продукции в Костромском регионе широко представлен как изделиями народно-художественных промыслов местных производителей, так и сувенирами из Китая, – рассказывает про свой регион Олег Травин, руководитель сети сувенирных лавок в Костроме «Костромской подарок». – В городе присутствуют многие федеральные игроки. Например, «Календарь подарков», «Коралл», «Интерьерная лавка» и др.  Доминируют крупные компании».

А вот как комментирует ситуацию столичный игрок, компания Retail idea: «Хотя в регионах развиваются местные «подарочные» компании, их географический рынок, как правило, ограничен регионом местонахождения компании и соседними регионами. Для того чтобы конкурировать с нами, как минимум по цене, у них должны быть соответствующие объемы, а большие объемы может позволить себе только столичная компания, работая со всей Россией. К тому же, если рассматривать вопрос поставок из стран Азии, на сегодняшний день все логистические схемы в основном построены на доставку в Москву/Петербург, и доставка до любого региона будет обходиться дороже. Дальний Восток, хотя и близок к странам Азии, имеет ряд существенных недостаток: долгая транспортировка заказов и часовая разница». «Наиболее сильными конкурентами в регионах всё-таки являются московские компании», – соглашается Галина Сухова, директор по продажам компании ENS group. На таком высоко конкурентном рынке компаниям приходится постоянно следить за балансом ассортимента, цены и качества. А пресловутая удаленность может в некоторых случаях быть даже полезна для укрепления позиций местных компаний. «Новосибирск – достаточно крупный и развитый в этом плане город, появляется все больше компаний, позиционирующих себя в сегменте «Сувениры и подарки». В нашем городе присутствует одна из крупнейших в России сеть магазинов подарков «Красный Куб», сеть фирменных магазинов «Экспедиция», – рассказывает Александр Суворов («Махровые сладости»). – Доминирующее положение занимают местные игроки, сети магазинов, например, «Тотал Лук» или «Галерея подарков D’A.R». Также очень большое количество маленьких магазинов и отделов с сувенирной продукцией».

А вот крупный и не столь удаленный от Москвы Нижний Новгород, по мнению местных игроков, все еще находится в стадии нераскрытого потенциала. «Рынок сувенирки и подарков в Нижнем Новгороде нельзя назвать сильно развитым, – считает Антон Афанасьев («АКСО»). – Магазины подарков есть, но их не очень много и между собой они зачастую не конкурируют из-за разного ассортимента. За последние два года в этих магазинах появлялось мало новинок, которыми можно удивить клиента. В больших торговых центрах доминируют крупные сетевые компании («Саквояж Подарков», «Красный куб»), в центре города есть несколько небольших частных магазинов с ассортиментом дорогого товара, на окраинах – мелкие оптовые фирмы и магазинчики, занимающиеся недорогой сувениркой. «Семейного» бизнеса, пожалуй, чуть больше, чем крупного».

НЕ В СЕТИ

О возможностях Интернета для рынка подарков и сувениров мы подробного говорили в одном из прошлых номеров («Сеть расставила сети», GR, №2/2011). С тех пор ситуация существенно не изменилась – регионы существенно отстают, в частности, в развитии онлайн-продаж сувениров и подарков. По словам Антона Афанасьева («АКСО», Нижний Новгород), темпы роста в десятки раз ниже, чем в столице: «Думаю, что формат традиционной торговли остаётся более востребованным».

Однако динамика в этом вопросе явно положительная. «Могу сказать по своей компании – количество заказов, совершенных посредством Интернета, с каждым годом растет», – утверждает Сергей Красавцев («Полезные Подарки», Санкт-Петербург). – Основной проблемой, с которой сталкиваешься во время работы с регионами, это необходимость убеждать клиентов, например, из Саратова заказать товар через наш интернет-магазин, так как существует некое недоверие к интернету, скажем, что качество товара не будет соответствовать или что товар вовсе не будет доставлен…»

У самих продавцов доверия к относительно новому каналу продаж гораздо больше. «Могу с уверенностью сказать, что интернет-торговля в последнее время приобретает все более массовый характер. Данный формат удобен как продавцу (экономия на аренде, зарплате продавцов), так и покупателю (можно выбрать товар, не выходя из дома), – констатирует Александр Суворов («Махровые сладости»). – Но, конечно же, интернет-магазины уступают традиционным форматам продаж – для многих покупателей очень важен сам процесс общения с продавцом, важно подержать вещь в руках, увидеть подарок вживую».

Похоже, что интернет-магазины как ниша для подарков и сувениров в регионах – очень лакомый кусок. Ведь, если провинция и отстает от столицы, то все равно маршрут движения тот же. Значит, чуть позже региональные и районные центры ожидает такой же бум интернет-магазинов подарков, какой мы сейчас наблюдаем в Москве и Питере. Оптовые продажи через онлайн-кабинеты клиентов тоже будут все более востребованы по мере «привыкания» клиентов к новой среде для бизнеса.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Многие опрошенные GR компании, как ритейлеры, так и поставщики, очень позитивно оценивают перспективы регионального рынка для сбыта сувенирной продукции. И дело не только в том, что в регионах люди становятся более состоятельными. Дело скорее в том, что до сих пор география многих компаний была сильно ограничена. «Наши продажи на 50% и более – это Россия за исключением Москвы и Петербурга, а наш охват рынка составляет пока не более 20-30%, – подсчитывает Владимир Краснобаев («Правила Успеха Групп»). – Тем более развитие регионов подчас идет более высокими темпами». Кроме того, не без помощи технологий, которые облегчают и финансовую, и формальную сторону дистанционного партнерства, компаниям, разделенным тысячами километров, теперь гораздо проще сотрудничать.

«Подарки и сувениры будут востребованы всегда, не сомневается Александр Суворов («Махровые сладости»). – Особенность регионов – это преобладающий спрос на подарочную продукцию в нижнем и среднем ценовом сегменте. Также могу сказать, что в различных регионах присутствуют местные производители, предлагающие довольно интересные и достойные внимания сувениры. Необходимо как можно чаще обмениваться опытом, информацией, новинками непосредственно между регионами. Исходя из этого, нужно строить дальнейшие планы по развитию любой компании».

Готовность компаний работать вне зависимости от географии говорит о том, что уже в ближайшем будущем ритейл сегмента подарков и сувениров будет активно развиваться в формате межрегиональных торговых сетей, партнерских проектов и онлайн-проектах с доставкой по всей России. Когда такая обстановка закрепится, пожалуй, появится смысл снова поговорить об импорте и экспорте, но уже в ключе реальных перспектив международной экспансии российских компаний.

Дарья Балаян

 

В раздел

Актуальные события