Витрина

Публикации компаний

Логистика сувенирной продукции из стран Европы и Азии

Любая транспортно-логистическая компания, работающая с товарами народного потребления, знает о том, насколько интересна и сложна одновременно внешнеэкономическая деятельность в сегменте «подарочная и сувенирная продукция».

 

Маслобитова Анна, руководитель коммерческого департамента транспортно-экспедиторской компании Free Lines Company:


- Интересен сам товар – зачастую отечественные поставщики стремятся закупать все более оригинальные, ранее не представленные на российском рынке новинки. Тем самым они, бывает, ставят представителей таможенных органов в непростую ситуацию при подборе и проверке кода товарной номенклатуры (код ТН ВЭД), в соответствии с которым рассчитывается сумма ввозных пошлин и налогов. Даже если очевиден конкретный функционал продукции, нередко использованный при производстве товара материал вызывает массу вопросов при прохождении импортного оформления в РФ. Отсюда и возникает, казалось бы, не совсем логичная практика: многие изделия сувенирной/подарочной индустрии, произведенные без использования драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, принимают к таможенному оформлению лишь на специализированных акцизных терминалах. Поставщики различных fashion аксессуаров, бижутерии, дорогих предметов интерьера вынуждены оформлять ввозимую партию продукции только на акцизной таможне, где есть все возможности проведения экспертной оценки того сырья, из которого сделан товар. И это лишь начало пути с сотней подводных камней для тех, кто занимается поставками сувениров и подарков, предметов интерьера и посуды, игрушек и украшений.

Будучи транспортно-экспедиторской компанией с большим опытом, мы знаем, что тщательного планирования и контроля требует как организация вывоза груза от иностранного отправителя и его сохранная транспортировка на протяжении нескольких тысяч километров, так и подготовка корректных и достаточных товаросопроводительных документов, заблаговременное получение в российских сертификационных органах разрешительных документов для ввоза продукции на территорию России (сертификаты соответствия Гост Р, декларации о соответствии, сертификаты пожарной безопасности или фитосанитарные и т.п.). В последние несколько лет наблюдается спрос на поставки сувениров из редких пород животных, вывоз которых попадает под статьи конвенции СИТЕС (CITES - Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). В списке таких изделий с использованием кожи рептилий, редких млекопитающих – кошельки, сумки, предметы декора и интерьера. Поэтому импортерам данной продукции необходимо сразу запрашивать у иностранного производителя оформление сертификата CITES.

Что касается общих рекомендаций относительно самой транспортировки товара, безусловно, выбор логистического оператора – одна из главнейших задач. Если вы занимаетесь импортом небольших партий товара, выбирайте операторов, специализирующихся именно на сборных грузах. И ключевой фактор выбора – своевременность поставки. Если говорить о поставках из Китая, откуда в основном везут целыми контейнерами, здесь главный критерий – оперативность реагирования на ваши запросы, то есть то, насколько качественно выстроены коммуникации экспедитора с их китайскими представителями. Компании, импортирующие сувенирно-подарочную продукцию, как никто другой заинтересованы в возможности планировать сроки поставки: несмотря на то, что данный товар и не подлежит влиянию быстроменяющихся модных тенденций, товар очень сезонный. Несвоевременная поставка партии товара – прямой убыток для компании: зачастую даже крупные реализаторы этих товаров основной объем прибыли получают за счет эффективных продаж в нескольких пиковых месяцев. Безусловно, месяцы или даже недели «горячих» продаж в зависимости от узкой специализации импортера у каждого свои. Но для всех компаний, торгующих сувенирами и подарками, жесткое правило конкурентной борьбы заключается в следующем: отладить максимально планомерную схему поставок и в сезон иметь возможность оперативно организовывать допоставки необходимого артикульного/модельного ряда. Именно поэтому при выборе транспортной компании, помимо ее основных специализаций и развитой складской сети, обратите внимание на графики выхода машин с европейских складов консолидации.

В этом аспекте все транспортно-экспедиторские компании, работающие на сегодняшний день по технологии доставк сборных грузов, можно условно подразделить на три группы:
a) компании, которые отправляют машины со сборными грузами по мере их наполнения (достижения точки рентабельности, которая зависит от стоимости перевозки целого транспортного средства);
b) транспортные компании, которые имеют плавающий график выхода машин со склада консолидации; чаще всего данный график – в зависимости от наполняемости еврофуры – может иметь отклонения от 1-го до 3-х дней в ту или другую сторону от запланированной даты отправления из Европы;
c) транспортно-экспедиционные компании, у которых существует четкий, неизменный на протяжении года график отправления транспорта с каждого из складов консолидации по фиксированным дням недели.
С последней группой международных перевозчиков удобно работать тем импортерам, которые ценят возможность точно планировать дату отправления партии от поставщика и дату ее прихода в Россию. Разумеется, когда речь идет о поставке под заказ или о поставке товара под Новый Год, такой вариант логистики оптимален.

А теперь несколько слов о не самом приятном в транспортной логистике: многих участников ВЭД пугает вероятность возникновения страховых случаев. Их опасения оправданы, особенно если речь идет о дорогостоящем товаре. Мы, например, страхуем все грузы в обязательном порядке на всем отрезке пути. Те же импортеры, которые уже имеют опыт разбирательств со страховыми компаниями, в большинстве признаются в том, что он был малоприятным и довольно затяжным. Выход один – сотрудничать только с теми страховыми компаниями, которые специализируются на работе в сферетранспортной логистики. Только такие компании могут обеспечить полное страховое покрытие груза с ответственностью за все риски. Именно по такой схеме возмещаются убытки, вызванные повреждением, уничтожением, пропажей без вести или хищением всего или части груза. Убытки возмещаются независимо от того, находился ли груз в процессе транспортировки или на складе. Последний из приведенных моментов очень важен, так как не все страховые компании, учитывая потенциальную проблемность участков «международный консолидационный склад», «склад СВХ», «склад расконсолидации», готовы полностью обеспечивать страховое покрытие до передачи груза клиенту.

Отдельно хотим упомянуть о бракованной продукции в партии, которая может быть привезена в РФ. Такие нюансы должны быть обязательно прописаны во внешнеторговом контракте: с каждым отдельным поставщиком необходимо оговорить схему возврата брака. Она должна быть максимально понятной и простой для вас. При возврате бракованных изделий из РФ компании придется заново ощутить на себе все бюрократические сложности таможенного оформления на экспорт. Как можно избежать этой процедуры? Рекомендуем настаивать на признании поставщиком брака не по факту получения им возврата товара, а по фотографии бракованных изделий. Насколько нам известно, такая практика в последнее время все больше применяется импортерами самых разных товаров народного потребления, например, сувенирной продукции или недорогой бижутерии.

Обязательно хотим рассказать о следующих задачах, возникающих для российских импортеров: как избежать долгих сроков прохождения товара через границу, как минимизировать риск, связанный с арестом или конфискацией товара или повышением расходов на таможенное оформление?
Итак, на сегодняшний день есть два легальных варианта, которые можно использовать:
1. Вы заключаете контракт на поставку товаров напрямую с поставщиком. После этого вы открываете паспорт сделки, оформляете договор с таможенным брокером или действуете сами, но в любом случае вы занимаетесь всеми вопросами самостоятельно.
2. Вы заключаете договор с логистической компанией, занимающейся в том числе и внешнеэкономической деятельностью, которая от вашего имени заключит договор с поставщиком, сама ввезет товар, произведет таможенную очистку и уже после прохождения всех таможенных процедур и нахождения товара на территории РФ, вам этот товар продаст.

В этих двух вариантах есть свои плюсы и минусы: в первом варианте, когда вы напрямую работаете с поставщиком, вы можете проговорить все аспекты взаимодействия самостоятельно, и, конечно же, эта схема для вас будет чуть дешевле за счет устранения компании-посредника. Но серьезный минус – вам придется работать с таможней самостоятельно. Во-первых, необходимо будет собрать достаточно большой пакет документов для таможни, хорошо, если вам удастся с первого раза оформить все надлежащим образом, чтобы таможня этот пакет документов зарегистрировала. Но есть еще масса аспектов, с которыми компания-новичок может столкнуться. Сотрудники таможни могут запросить у юридического лица, на которую оформ лен паспорт сделки, достаточно большое количество дополнительных документов, получение которых может занять продолжительное время.

Таким образом, чтобы работать с таможней самостоятельно, в компании должен быть целый отдел или, по крайней мере, один или два человека, которые занимаются только вопросами таможенного оформления ввозимых товаров. Кроме того, другие сотрудники также должны быть знакомы с особенностями ведения внешнеэкономической деятельности, а ведь далеко не каждый бухгалтер знает специфику работы ВЭД, или, например, знаком с особенностями начисления курсовой разницы при внешнеэкономических сделках.

Поэтому есть второй вариант: передать все эти сложные вопросы на аутсорсинг транспортно-логистической компании, имеющей опыт внешнеэкономической деятельности. Такая компания возьмет на себя заключение договора согласно выбранной вами партии товара, сама подгото вит весь необходимый пакет документов, откроет паспорт сделки, проведет таможенную очистку и уже на территории передаст вам товар по договору купли-продажи. В этом случае меньше сложностей в вопросах взаимодействия с банками и таможней, меньше времени тратится на урегулирование проблем, соответственно, возникает значительная экономия ресурсов как по времени, так и по персоналу. Во-вторых, сокращается и время прохождении всех таможенных процедур, если работает профессиональная компания. У них уже есть опыт подготовки необходимых документов, отлажены механизмы работы, и они могут предвидеть какие-то сложные ситуации. В-третьих, исключаются риски неправильного оформления документов и последующих проверок со стороны таможенных органов, так как специалисты таможни имеют право проверить в течение трех лет с момента осуществления сделки любое юридическое лицо, которое занималось оформлением сделки. Здесь же вы как компания-заказчик исключены из этого процесса.

Если для крупных компаний с большим товарооборотом и для тех, кто может себе позволить держать отдельный штат сотрудников, занимающихся этими вопросами, возможен и первый вариант, то для небольших и средних по размеру компаний, второй вариант будет удобнее. Вознаграждение транспортно-логистической компании, которая возьмет на себя все организационные вопросы по прохождению таможенных процедур, составит 2-4 %. Поэтому мы рекомендуем всем нашим клиентам именно второй вариант, который у нас внутри компании получил название «аутсорсинг внешнеэкономической деятельности». Каждый должен заниматься своим делом профессионально, и если задача того, кто продает красивые, создающие настроение товары, – это правильно сформировать ассортимент и обеспечить закупки и последующие продажи, то задача транспортно-логистической компании – обеспечить быструю и своевременную доставку товара и урегулировать все вопросы таможенного оформления.

Gift Review

В раздел

Актуальные события