Олимпийские сувениры: особенности рынка

К концу 2011 года началась активная продажа сувениров с символикой зимней Олимпиады в Сочи 2014 года. Лицензиатами Оргкомитета по производству тематических подарков на момент написания статьи были 24 компании. GIFT Review пообщался с представителями Оргкомитета и лицензиатов, чтобы узнать условия их сотрудничества и особенности работы.

 


Отбор компаний, которые будут производить лицензионную олимпийскую продукцию, начался еще в октябре 2009 года. По оценкам Оргкомитета, в течение 5 лет лицензиатами будет выпущено около 5000 наименований сувенирной продукции с уникальной символикой и брендом. Выбор производителей осуществляется на конкурсной основе с участием оценочной комиссии из 7 человек. Основные критерии выбора - высокое качество и доступные цены на предлагаемую продукцию. «Наша компания работает  на рынке товаров народного потребления 15 лет, - комментирует свою победу в тендере компания «ТК ГРАТ-ВЕСТ». - За это время на рынок выведены собственные торговые марки в таких сегментах, как  «игрушки», «велосипеды», «новогодние сувениры», «сувениры», «коньки», «снегокаты».  Дистрибуция наших собственных брендов охватывает всю территорию РФ.  Данные  достижения убедили Оргкомитет, что наша компания сможет  эффективно развивать ассортимент  сувенирной продукции «Сочи 2014» и строить качественную дистрибуцию».

24 компании в 25 категориях товаров уже получили право на выпуск продукции с олимпийской символикой «Сочи 2014». Это компании-производители одежды, спортивного инвентаря, школьных принадлежностей, сувениров, игрушек, изделий народных промыслов и др. Также для лицензиатов предлагаются категории ювелирных изделий, домашнего текстиля, дорожных аксессуаров, одноразовой посуды (на момент написания статьи лицензиаты по этим категориям еще не были выбраны). Конкуренция между лицензиатами будет в основном связана с товарами одной ценовой категории. «Например, кружка  и фотоальбом – два функциональных подарка с более или менее одинаково ценой, - рассуждают в компании «ТК ГРАТ-ВЕСТ». - И владельцам каждой из этих групп надо будет активно представлять товар на полке, чтобы именно  его сувенир был выбран конечным потребителем».

Первая лицензионная продукция для школы была выпущена еще в сентябре 2011 года. Ко Дню знаний появилась первая бумажно-беловая лицензионная продукция «Сочи 2014» -  школьные тетради и другая бумажная продукция с символикой Белой олимпиады.  Для коллекционеров в продажу поступили драгоценные монеты и филателистическая продукция. Выпущены лотерейные билеты. А в середине декабря начал свою работу официальный интернет-магазин «Сочи 2014» с ассортиментом из сотни наименований. Среди них талисманы Олимпийских игр в Сочи - Леопард, Зайка и Белый Мишка, фирменная одежда, значки, магниты, кружки. К примеру, лицензиат Индивидуальный предприниматель Сохацкий О.В. (группа компаний «Алиса»), работающий в категории «мягкие игрушки», так выстраивает дистрибуцию: «Планируем активно работать с официальными интернет-магазином и операторами розничной торговли, распространять продукцию с олимпийской символикой в крупных сетях всероссийского масштаба (Ашан, Х5, Седьмой Континент, Магнит, Детский Мир и др.), обеспечивать партнеров Игр, а также тысячи наших клиентов по всей России. В Южном регионе представительство нашей компании будет развивать поставки во все заинтересованные торговые точки со складов в городе Краснодар».

Открытие специализированных олимпийских магазинов разных форматов планируется во всех регионах России. Кроме того, лицензиаты вправе реализовывать продукцию через собственные розничные сети, с помощью операторов олимпийских магазинов. При этом Оргкомитет согласовывает и утверждает список компаний, с которыми работает лицензиат при отгрузке товаров с символикой Игр». Как пояснили GR  в Оргкомитете, официальный лицензиат «Сочи 2014» получает право на производство и продажу продукции с символикой XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, включая логотип «Сочи 2014», ОКР, а также изображение талисманов, пиктограмм и т.д. Передача прав на товарные знаки компаниям, выигравшим в конкурсе, осуществляется на коммерческой основе. Лицензионное вознаграждение за использование товарных знаков Игр 2014 года включает в себя фиксированную и процентную части (роялти).

По оценкам компании «ТК Грат-Вест», покупатель с приближением Игр будет меняться: «Вначале это гости курортов Краснодарского края, которые со всей России едут в отпуск на наше побережье и покупают памятные сувениры из мест проведения будущей Олимпиады. Постепенно, с ростом узнаваемости визуального образа Игр, логотипа и талисманов, сувениры будут покупать и граждане по всей  России, которым небезразличен отечественный спорт. Непосредственно во время проведения Олимпиады, память о столь значимом событии захотят оставить и иностранные туристы, и наши многотысячные болельщики, и все, кто, так или иначе, имеет отношение к Играм».

Спрос на такую сувенирную продукцию был зафиксирован с самого начала продаж. «Мы столкнулись с громадным запросом рынка на использование плюшевых талисманов в качестве подарков, - рассказывают в компании «Некст-тайм» (входит в Группу Компаний «Гранд тойз»). - В целом мы позитивно оцениваем перспективы: наша задача, чтобы каждый житель России после Игр имел у себя хотя бы один талисман или другую продукцию, напоминающую ему об Олимпиаде».

Лицензиаты работают в разных ценовых сегментах, но самым массовым, как предполагается, будет спрос на продукцию стоимостью около 300-500 рублей. «На наш взгляд, востребованных ценовых сегментов будет несколько, - считают в ОАО «Павловский завод им. Кирова». - Предлагаемый ассортимент сувенирной лицензионной продукции будет достаточно разнообразным, чтобы удовлетворить спрос каждого покупателя». Этот лицензиат, к слову, предложит столовые приборы и кухонные принадлежности, изготовленные из нержавеющей стали и серебра 925 пробы. В компании уверены, что высокий спрос будет, в частности, со стороны иностранных гостей Олимпиады.

Пик продаж, как прогнозируют компании-производители сувениров с олимпийской символикой, начнется как минимум за год до начала Игр. А по оценкам компании «Некст-тайм», 30% продаж придется на период перед Олимпиадой, а 70% товара будет продано за 6 месяцев и во время Олимпиады.

Особенно остро стоит вопрос о контрафакте и прочих нарушениях, связанных с лицензиями на олимпийскую символику. «Контрафакт неизбежен, - уверен ИП Сохацкий О.В. - Но, мы надеемся, что совместными с Оргкомитетом усилиями мы будем минимизировать такие попытки». А в компании ЗАО «Хохломская роспись» (лицензиат в категории «народные промыслы») делают такой прогноз: «Мы допускаем возникновение контрафакта в объёме до 10% к общему объёму продаж по нашей тематике».

Сохранность и целостность Олимпийского бренда, а также защиту Олимпийского движения от любых попыток несанкционированного использования олимпийской и паралимпийской символики обеспечивают Международный олимпийский комитет (МОК), Международный паралимпийский комитет (МПК) и уполномоченные ими организации. В их число после сейчас входит  и Оргкомитет «Сочи 2014». С вступлением в силу «Олимпийского закона» РФ (ФЗ №310 от 01.12.2007) Оргкомитет «Сочи 2014» официально представляет интересы МОК и МПК в России, являясь законным обладателем исключительных прав на олимпийскую и паралимпийскую символику.

Согласно Федеральному Закону «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ №310 от 01.12.2007), под олимпийской символикой понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания,  олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр.  Кроме того, многие объекты олимпийской и паралимпийской символики охраняются в качестве объектов интеллектуальной собственности согласно  положениям Четвертой части ГК РФ.

Получить права на ее использование в России могут исключительно всемирные партнеры МОК и МПК, национальные Партнеры «Сочи 2014» всех уровней, а также компании, заключившие соответствующий лицензионный договор с Оргкомитетом «Сочи 2014». Нормативно это положение закреплено в «Олимпийском законе» РФ. В совокупности с действующим законодательством в области интеллектуальной собственности, а также нормами гражданского, административного и уголовного права все это создает необходимую законодательную базу для пресечения нарушений.

«Задача Оргкомитета по защите Олимпийского бренда носит в большей степени образовательный характер – обеспечить знание законов, которое поможет принять правильное решение, - поясняют в Оргкомитете. - Мы работаем, чтобы объяснить, научить, помочь исправить или избежать возможного нарушения. Решить в том числе и эту образовательную задачу призвана Комплексная программа по защите олимпийской и паралимпийской символики и предотвращению недобросовестной конкуренции с ее использованием». В частности, о нарушениях в отношении Олимпийского бренда граждане могут сообщать по бесплатной горячей линии (тел: 8 800 100 2014). Подписаны двусторонние соглашения с ФТС России, ФАС России, МВД России, Роспотребнадзором и Роспатентом, которые предусматривают постоянный обмен информацией по выявлению и пресечению несанкционированного использования олимпийской и паралимпийской символики на всей территории России. Заключены соглашения и с представителями бизнес-сообщества: Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) и Некоммерческое партнерство «Русбренд» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере защиты олимпийской и паралимпийской символики.

«Важно отметить, что вся лицензионная продукция снабжается защитными идентификационными обозначениями – маркой или голограммой, - добавляют в Оргкомитете. - Оба этих элемента разработаны совместно с ФГУП «Гознак» и имеют свыше 10-ти защитных признаков. Также запущен специальный интернет-ресурс, доступный по ссылке с сайта Оргкомитета, который позволяет в режиме реального времени провести мгновенную проверку подлинности лицензионной продукции любому покупателю: http://brand-pro.goznak.ru/?l=ru .»

Дарья Балаян
Фото предоставлены пресс-службой Оргкомитета «Сочи 2014»

В раздел

Витрина

Публикации компаний

Актуальные события

О компании

GIFT Review
Издание о подарках и сувенирах
www.gift-review.ru
© 2011-2016

Использование материалов сайта www.gift-review.ru возможно только с указанием первоисточника и при наличии гиперссылки на www.gift-review.ru. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала.
18+

Контакты