Витрина

Публикации компаний

Гонконг: удивляющий и вдохновляющий

Заниматься подарочным бизнесом и ни разу не посетить выставку Gifts & Premium Fair, ежегодно проходящую в конце апреля в Гонконге, – это все равно, что побывать в Париже и не подняться на знаменитую Эйфелеву башню. Одна из крупнейших в мире выставок подарков, Gifts & Premium Fair, действительно, способна открыть перед вашей компанией широчайшую перспективу новых направлений в бизнесе, независимо от того, новичок вы или уже более 20 лет на рынке. И даже если вы уверены, что лучшая дизайнерская продукция может быть родом только из Европы и США, в Гонконге вас ждут сюрпризы. Азиатские компании все больше и больше заявляют о себе как о создателях новых дизайнерских трендов, не уступающих в оригинальности западным разработкам. Прошедшая с 27 по 30 апреля 27-я сессия выставки Gifts & Premium Fair наглядно продемонстрировала эту тенденцию.

 

От OEM к ODM и OBM

Эти аббревиатуры прекрасно знают те, кто работает в сфере закупок или размещает заказы на китайских фабриках. Для остальных поясним. ODM-контракт (от англ. original design manufacturer) отличается от OEM-контракта (от англ. original equipment manufacturer) тем, что в первом случае заказчик размещает заказ не только на изготовление, но и на разработку изделия, а во втором — только на изготовление, разработкой и дизайном занимается сам заказчик. В случае с OBM (от англ. original brand manufacturer) речь идет уже о комплексной разработке изделия целиком – от идеи до воплощения.
Так вот, традиционно китайские и гонконгские компании до сих пор воспринимались в большей степени как OEM-производители, не имеющие собственных оригинальных разработок. Однако в последнее время на мировом рынке подарков разнообразие предложения настолько велико, что конечный потребитель становится все более разборчивым при выборе подарка. Акцент на качестве изделия уже не работает: потребность в качественной продукции сейчас успешно удовлетворяется рынком. В этих условиях настоящим козырем становится дизайн. Именно он является основным конкурентным преимуществом наряду с хорошо продуманной маркетинговой стратегией продвижения продукта. Оригинальный дизайн теперь в приоритете и у гонконгской индустрии подарков. К слову, 2012 год в Гонконге объявлен Годом Дизайна, и это также отражает стремление отрасли перепрофилироваться из OEM в ODM и OBM.
Организаторы Gifts & Premium Fair чутко уловили тенденцию: впервые в рамках выставки был организован конкурс дизайнерских разработок The Smart Gifts Design Awards (организатор The Hong Kong Exporters' Association). В нем приняли участие опытные компании и студенческие коллективы. Работы победителей были представлены в одном из выставочных залов. И хотя многим конкурсным проектам, на наш взгляд, еще далеко до уровня европейского или американского дизайна, некоторые приятно удивили нестандартными решениями.
Организация подобного мероприятия говорит о том, что гонконгская индустрия подарков четко осознала необходимость двигаться в этом направлении – предлагать инновационную дизайнерскую продукцию в соответствии с западными стандартами. По словам члена жюри конкурса, основной задачей The Smart Gifts Design Awards стало формирование у специалистов подарочной отрасли образа Гонконга не только как центра закупок, но и как центра дизайна.

 

Для удобства посетителей

Интересными решениями порадовала организация выставочного пространства. Пожалуй, самое полезное из нововведений – создание так называемой Small-Order Zone – площадки, расположенной прямо при входе на выставку, где собрана продукция, которую оптовик может заказать минимальной партией.
Подобная зона сделана с целью облегчить байерам процесс закупки товара. Всем известно, что чем больше партия, тем ниже его конечная себестоимость. Но не каждый предприниматель, особенно если он новичок, может позволить себе заказывать сразу большие партии товара. И дело бывает не только в деньгах, а в организации того, как, кому и куда потом продать этот товар. Небольшим, развивающимся компаниям, не имеющим большого рынка сбыта, тяжело в короткие сроки продать большую партию однообразного товара. В результате, предоставленная байерам возможность закупить товар в минимальном количестве (от 50 шт.) добавила популярности и без того успешному выставочному проекту. На территории Small-Order Zone на протяжении всех четырех дней выставки было оживленно. По статистическим данным организаторов, о необходимости создания подобной площадки высказались более 30% опрошенных байеров. Согласно тем же данным, площадку Small-Order Zone, которая была организована в рамках 3-х выставок (Gifts & Premium, Houseware Fair, Electronics Fair) посетило в общей сложности почти 50 000 байеров, сделавших впоследствии 30 000 заказов.
Заметим, что новая площадка оказалась интересна не только небольшим компаниям и начинающим предпринимателям. Для крупных импортеров – это возможность протестировать новый товар при минимальных затратах. Сами организаторы выставки объясняют создания Small-Order Zone актуальными запросами рынка в посткризисный период, когда традиционные схемы закупок продукции претерпели изменения, став более консервативными. Тенденция закупать товар меньшими партиями обусловлена как снижением потребительского спроса, так и необходимостью сократить издержки на логистику.

Другое полезное нововведение на выставке - использование QR-кода. Этот способ компактного размещения информации с ростом популярности смартфонов в России используется производителями товаров и услуг все чаще. Не удивительно, что в Гонконге, который по праву считается одним из мировых центров высоких технологий, QR-код стал использоваться и на выставках. На всех мероприятиях, проводимых HKTDC, теперь доступно для скачивания мобильное приложение, позволяющее считывать QR-код. И это действительно удобно. Код есть на каждом стенде, достаточно сканировать его своим смартфоном, и за доли секунды вы получаете подробную информация об интересующем участнике и продукции, которую он представляет. Это существенно экономит время и позволяет посетителям сохранять всю полезную информацию в своем телефоне.

 



Проверка на актуальность
Будучи ведущей выставкой мировой индустрии подарков, Gifts & Premium Fair отражает особенности и последние тенденции развития рынка. Уже сам список тематических зон выставки дает понять, что же сейчас в тренде: iAсcessories, Tech Gifts, Green Gifts, Personal & Well-being Gifts, Hall of Fine Designs и др. Иными словами, в качестве подарков на пике популярности сейчас различные гаджеты, особенно аксессуары к продукции компании Apple; становится как никогда модной тема эко-продукции и товаров, позволяющих позаботиться о своем здоровье и внешнем виде. Технологический прогресс порождает необходимость внимательного отношения к природным ресурсам. Сам Гонконг воплощает сочетание этих двух модных тенденций – с его небоскребами по соседству с горами и бурной растительностью.
И все же самой популярной темой на мировом рынке подарков являются гаджеты. Причем если всего пару лет назад лидировали флешки, то сегодня со стремительным распространением iPhone, iPad и др. столь же стремительно растет мода на аксессуары к этим устройствам. В сознании потребителя креативный яркий аксессуар к смартфону или планшету – это то, что позволит ему в глазах окружающих выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность. Организаторы чутко уловили эту тенденцию потребительского поведения, создав в этом году новый раздел выставки iAccessories. Показательно, что подобные креативные штучки были представлены и в других тематических зонах выставки.

В рейтинге популярности вслед за «высокими» следуют «зеленые» технологии. Раздел выставки под названием Green Gifts был представлен компаниями, предлагающими различную продукцию из экологически чистых материалов: от сумок до электронных подарков, работающих от солнечной энергии.

Товары для красоты и здоровья также завоевывают все большую популярность на рынке подарков: в условиях ухудшающейся экологической обстановки потребитель все больше заботится о здоровье. К тому же в последнее время предпочтение отдается полезным подаркам – они буквально вытесняют различные безделушки. На выставке Gifts & Premium Fair этой теме был посвящен не только соответствующий раздел Personal & Well-being Gifts, но и семинар в рамках деловой программы выставки. Данные доклада Gift Review на эту тему мы использовали в материалах для этого номера.

Мы уже упоминали о том, что дизайнерской продукции на выставке была отведена особая роль. Тематический зал Hall of Fine Designs лишнее тому подтверждение: здесь были собраны местные бренды, представляющие продукцию с наиболее запоминающимся дизайном. Их основной особенностью, пожалуй, можно назвать использование забавного персонажа, вокруг которого и строится вся концепция продукции.

 


Акцент на дизайне сделали не только гонконгские и китайские компании. Взять хотя бы, к примеру, павильон Taiwan Design, где были представлены последние креативные разработки тайваньских компаний. Это и суперсовременные гаджеты, и новинки интерьерного дизайна, основанного на традиционных мотивах.

 

Открывая перспективы
Результаты исследования, проведенного HKTDC, показали, что участники Gifts & Premium Fair ожидают увеличение спроса на продукцию со стороны развивающихся рынков – в первую очередь, Бразилии, России, Индии, Китая. Причем 40% респондентов сообщили, что стремятся расширять свой бизнес именно за счет выхода на эти рынки.
Проведенный нами опрос экспонентов Gifts & Premium Fair также подтвердил привлекательность России для азиатских компаний. В настоящее время эти два рынка хоть и являются ведущими для сбыта продукции из Гонконга (по данным на конец 2011 года, на них приходится более половины экспорта продукции). Для сравнения рост поставок в Китай за аналогичный период был зафиксирован на уровне 15%.
На выставке оказалось много компаний, еще не имеющих дистрибьюторов в России. Многие выразили заинтересованность в выходе на российский рынок, а также готовность предлагать гибкие условия сотрудничества.


Хочется отметить, что организаторы всячески стремятся повысить привлекательность как выставки, так и гонконгской индустрии подарков для наших соотечественников. Так, например, для компаний, посещающих выставку впервые, предлагается программа компенсации затрат на отель (в этом году в размере $270). Также для посетителей действуют специальные тарифы на перелет у официального перевозчика Cathay Pacific Airways. Для уточнения информации по программе на следующий год можно обратиться в московское представительство HKTDC. Кроме того, не стоит забывать и о такой приятной детали, что въезжать в Гонконг на срок менее 14 дней граждане РФ могут без оформления визы.
Таким образом создаются максимально благоприятные условия для расширения двусторонних торгово-экономических контактов. Ведь посещение выставок такого уровня как Gifts & Premium Fair имеет большое значение для любой компании, работающей в секторе подарочной продукции. Здесь вас обязательно ждут перспективные контакты, новые направления развития и знакомство с последними тенденциями индустрии. Наконец, стоит посетить выставку еще и для того, чтобы увидеть Гонконг, удивительным образом сочетающий в себе новейшие технологии и бизнес-активность с вековыми китайскими традициями, ощутить его необычайную энергетику, зарядиться ею для новых свершений в бизнесе. Что редакция Gift Review с успехом и сделала. Так что заряд для новых, еще более интересных номеров – получен!

Gift Review (c)

 

В раздел

Актуальные события