Витрина

Публикации компаний

Франчайзинг на рынке подарков: повод для развития и актуальный тренд

В последние год-два термин «франчайзинг» стал модным словом: оно у всех на слуху, проводятся международные и региональные конференции и выставки по франчайзингу, создаются ассоциации и клубы. Продажей готового бизнеса, тиражированием брендов и производственных ноу-хау особенно увлеклись в кризисный период. Для многих компаний это было удачным решением для развития в сложных финансовых условиях. Однако до сих пор рынок нашей страны в сравнение с западным крайне беден на франшизы, несмотря на то, что последние несколько лет количество предложений от франчайзеров растет с геометрической прогрессией. Некоторые сегменты ритейла до сих пор не насыщены крепкими брендами с успешным опытом тиражирования. Один из таких сегментов, по мнению Gift Review, рынок подарочной и сувенирной продукции.

 

 

Наиболее заметных игроков во франчайзинге подарков и сувениров можно буквально пересчитать по пальцам. Тогда как, скажем, в одежном ритейле десятки брендов, как российских, так и международных, имеют франчайзинговые точки по всей стране и открывают новые едва ли не каждый месяц. В целом по рынку, количество франчайзинговых предложений растет очень быстрыми темпами. С одной стороны, владельцы брендов, разработавшие прибыльную систему для своего бизнеса, ставят ее на поток и предлагают предпринимателям воспользоваться проверенной схемой. С другой стороны, иностранные компании, пока не рискующие самостоятельно выходить на противоречивый российский рынок и тем более в нашу глубинку, продают мастер-франшизы отечественным бизнесменам.

По данным компании E.M.T.G. (организатор выставок по франчайзингу Buybrand и Exporetail), за последние 3 года количество предложений франшиз в России увеличилось на 98%. «Все почувствовали вкус франшизы, - комментирует эти цифры Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). – Во-первых, сами франчайзеры научились делать франшизы. Во-вторых, народ начинает экспериментировать в бизнесе. В этом году мы ожидаем увеличения предложения по франчайзингу еще на треть». По мнению экспертов, рынок России производит впечатление пустого по сравнению, в частности, с рынком США, поэтому у наших дистрибуторов и производителей подарочной продукции есть возможность выбирать из еще не занятых и не реализованных форматов.

Если продолжить уже упомянутое выше сравнение с США, можно увидеть еще одну особенность нашего рынка. У нас наибольшую популярность получила ритейл-франшиза, а франчайзинг в производстве и услугах пока заметно отстает в развитии. В Штатах же не менее активно распространяются производственные франшизы – права на технологии и сервис, услуги населению и финансовые услуги. «В основном в сфере подарочной продукции речь идет о товарном франчайзинге, т.е. розничной торговле различными товарами, среди которых можно отметить следующие бренды : «Веста Альфа», «Календарь подарков», «Красный куб», BIBELOTS и другие, - рассказывает Екатерина Сойак, генеральный директор компании E.M.T.G. - Также на рынке работают и успешно развиваются компании, передающие различные технологии нанесения изображений на подарки. Так, например, правообладатель бренда «Говорящие розы» передает технологию нанесения одноцветных изображений на лепестки живых цветов. В этом же сегменте работает компания «Букетон» (бренд BUKETON) , а компания «Стиль Бо» наряду с упаковкой для дорогих подарков предлагает технологии фотогравировки».

Дополним список подобных франшиз компанией «Твой след», которая предлагает технологии изготовления памятных слепков и эксклюзивных скульптур, а также решения для художественного оформления интерьера. Как рассказала GR руководитель проекта «Твой след» Инна Епанчинцева, сейчас у компании работает 41 представительство: «В 2011 году мы бы хотели охватить еще несколько больших городов, таких как Казань, Самара, Тюмень, может наконец-то Москву. Сейчас активно получаем запросы от небольших городов численностью до 200 тыс. населения. Также активизировались запросы с Дальнего Востока». «Твой след» в первую очередь ориентируется на регионы с хороших доступом в Интернет. Именно в Сети компания ищет своих франчайзи и планирует задействовать их при запуске онлайн-магазина подарков, работающего на всю территорию РФ.

В этом плане примечательно, что одна из наиболее активно развивающихся российских сетей сувениров – «Экспедиция» - уже целиться на зарубежный рынок. Куратор отдела франчайзинга компании Александра Скворцова рассказала GR, что сейчас внимание компании сосредоточено на выходе в дальнее зарубежье и прежде всего англо-говорящие страны (планируется открыть по франчайзингу около 20 магазинов в Великобритании, Канаде, США, Германии и Австралии). Сейчас сеть «Экспедиция» насчитывает около 350 магазинов в РФ и СНГ, один магазин в Нью-Йорке, готовятся к открытию магазины в Стамбуле и Гонконге. На территории нашей страны и СНГ в текущем году в планах сети открыть около 100 франчайзинговых магазинов.

Стоит отметить, что «Экспедиция» может стать одной из немногих отечественных франшиз, добившихся успеха на Западе. Сейчас гораздо чаще встречается обратный вариант – иностранная франшиза успешно приживается и адаптируется к российскому рынку. Например, сеть магазинов натуральной косметики Attirance. Французский бренд имеет 17 франчайзинговых магазинов в мире и уже 11 – в России, хотя компания вышла на наш рынок лишь в 2009 году. «В  ближайшее время в феврале и марте откроются еще 5 магазинов в России, - комментирует Татьяна Краева, менеджер по франчайзингу ООО «Натуральная косметика» (Компания «Attirance» - Москва). - Нам интересно открывать фирменные магазины в любых регионах России, но в первую очередь хотелось бы охватить оставшиеся города-миллионники». И такова стратегия подавляющего большинства франчайзеров. В первую очередь интерес представляют крупные региональные центры, которые гарантируют магазину широкую аудиторию и стабильный спрос. Кроме того, иностранные бренды часто делают акцент на центральной части России, опасаясь «неизведанной» российской глубинки.

У отечественных компаний, конечно, меньше предрассудков на этот счет, но в любом случае экспансия подчиняется строгому контролю. «До  того как принять решение об открытии магазина в том или ином регионе, мы тщательно анализируем его», - рассказывает директор по маркетингу компании «Интерьерная Лавка» Наталья Демьянченко. По ее словам, их сеть может похвастаться самой обширной географией: «Наши магазины есть даже в Якутске и в Грозном. В самое ближайшее время мы нацелены на открытие магазинов в таких городах, как Челябинск, Ростов-на-Дону, Волгоград».

В регионах франчайзеру важно не только получить своего покупателя, но и найти надежного, финансово состоятельного партнера. Несмотря на то, что в столичном регионе ни с тем, ни с другим обычно проблем нет, некоторые ритейлеры предпочитают в Москве и области развивать исключительно собственную сеть. Екатерина Сойак, генеральный директор компании E.M.T.G., поясняет территориальные тенденции в развитии франчайзинга: «Многие франчайзеры оставляют для своего корпоративного развития наиболее крупные города (Москва, Питер, Екатеринбург, Краснодар и т.д.), а для франчайзингового  развития оставляют города с меньшей численностью населения. Если говорить в целом, то по-прежнему в приоритете остаются крупные города с численностью населения свыше 600 000 человек. Или менее крупные города, но с высокой покупательской способностью (Тюмень, Ханты-Мансийск, Иркутск, Воронеж, Липецк, Калининград и др.). Если смотреть на статистику посещений нашей выставки по франчайзингу, а также нашего брокерского направления, то самый высокий процент приходится на предпринимателей из Центральной части России, Северо-Западной Сибири, Урала и Поволжья. Интересно то, что из стран СНГ (Украина, Казахстан, Азербайджан) приезжает больше заинтересованных в покупке франшизы, нежели из ЮФО».

В то же время интерес предпринимателей из регионов часто не находит взаимности у франчайзеров. Дело в том, что российские экономические, демографические и социальные реалии не всегда соответствуют ожиданиям крупных ритейлеров. У них возникают опасения на счет покупательской способности местных жителей, инфраструктуры для логистики, уровень развития торговли и торговой недвижимости. «В регионах не всегда есть современные торгово-развлекательные центры, где было бы интересно открываться», - отмечает Александра Скворцова («Экспедиция»). На недостаточно развитую сферу розничной торговли ссылается и Татьяна Краева (Attirance): «В существующих условиях рынка препятствием для более активного развития франчайзинга  является не достаточно развитый менталитет конечного потребителя продукции в сфере розничной торговли».

В крупных региональных центрах, напротив, франчайзеры часто жалуются на неадекватность условий аренды в интересных ТЦ. «Среди препятствий можно отметить очень высокие арендные ставки в Москве, Питере, Екатеринбурге, Тюмени и в других крупных городах России», - комментирует Наталья Демьянченко («Интерьерная лавка»). На конференциях и выставках по франчайзингу все чаще поднимают вопрос о законодательной базе для развития этого вида предпринимательской деятельности. «Требуется четкая законодательная база для развития, - уверен Виталий Телишевский («Yushkoff», сеть магазинов одежды и сувениров из Австралии). - Много подводных камней с обоих сторон». В действующем законодательстве, особенно, в случае конфликтной спорной ситуации, франчайзеры и франчайзи не всегда могут найти достаточно четкого и однозначного регламента для их действий. Активную работу над нормативно-правовой базой для развития в этой сфере ведет, в частности, Российская Ассоциация Франчайзинга (РАФ). Эта же организация уделяет много внимания взаимодействию с органами власти, как федеральными, так и на местах, лоббирует финансовую и иную поддержку предпринимателей, готовых работать или уже работающих по франшизе.

Еще одно препятствие на пути развития отечественных франшиз возникает из-за недостаточного информационного поля. С одной стороны, франчайзинг все еще остается котом в мешке для многих предпринимателей. А с другой, для некоторых компаний – это все еще неизведанная территория. Как считают специалисты, прежде чем выводить франшизу на рынок, компания должна иметь четкую стратегию для развития именно в этом направлении и иметь возможности для поддержания стандартов своего бизнеса у своих партнеров. Нередки случаи, когда из-за неотработанных схем с поставками товара, франчайзи остаются с пустыми прилавками, не получив вовремя новой коллекции. Франчайзер не всегда отдает себе отчет, что поддержка франчайзи – это необходимость для обеих сторон. Неудачи партнера незамедлительно скажутся на самом бренде и отношении покупателя к нему. К слову, спорными вопросами и конфликтными ситуациями в этой области сейчас занимаются в «Клубе Франчайзи» - рассматривают возможные сложности в отношениях партнеров.

Для удобства как начинающих, так и опытных франчайзеров и франчайзи свои услуги предлагают многие компания – брокеры и консультанты. Некоторые из них занимаются исключительно юридическим сопровождением сделки, другие – могут участвовать и в процессе создания бренда и условий для франшизы или же заниматься исключительно продвижением и рекламой франшизы, поиском инвесторов.

Однако, пожалуй, никто, кроме самих франчайзера и франчайзи не сможет обеспечить успех их союзу. Этот вид деятельности, как командная игра, зависит от слаженности и согласованности действий обеих сторон. Некоторые из основных условий успеха для развития франчайзинга на рынке подарочной и сувенирной продукции – есть: наличие свободных ниш, некритичное количество сильных брендов, интерес аудитории. Дело за энтузиазмом франчайзеров и решительностью франчайзи.

Gift Review (c)

СЛОВАРИК

Франчайзинг – форма предпринимательской деятельности, при которой одна сторона (франчайзер) заключает договор с другой стороной (франчайзи). Предметом этого договора могут быть права на использование торговой марки, бренда, имени, специфических услуг, технологий, оборудования, ноу-хау и пр. Эти права передаются за вознаграждение (разовое или периодическое) на конкретный или неограниченный срок. Франчайзер обязывает франчайзи продавать товар или предоставлять услугу в соответствии с требованиями договора. Франчайзи получает возможность вести бизнес по отработанной модели и пользоваться поддержкой франчайзера в соответствии с франчайзинговым пакетом.

Франшиза – право на ведение предпринимательской деятельности с использованием торговой марки, бренда, имени, специфических услуг, технологий, оборудования, ноу-хау и пр. компании-франчайзера. Франшиза подразумевает деятельность в соответствии с планами компании-правообладателя: маркетинговым планом, рекламной стратегией, ассортиментной политикой и т.п. Термин также используется в значении «франчайзинговый пакет» - совокупность условий договора между франчайзером и франчайзи.

Франчайзи – компания или предприниматель, который приобретает франшизу (оплачивает затраты на создание бизнеса и (не всегда) сервис по ведению бизнеса). Права франчайзи на пользование интеллектуальной собственностью франчайзера распространяются на определенную территорию или количество бизнес-единиц в соответствии с договором.

Франчайзер – компания, которая обладает правом собственности на франшизу и продает ее (передает в пользование).

Роялти – периодический платеж франчайзи за право использование объектов интеллектуальной собственности франчайзера. Размер роялти формируется как процент с продаж или является фиксированной суммой. Некоторые франчайзеры не требуют роялти.

Паушальный взнос – разовый платеж франчайзи при заключении договора с франчайзером. Этой суммой франчайзи оплачивает услуги по созданию бизнеса (услуги по подбору помещения, его ремонт и оборудование, обучение персонала и пр.), предоставляемые франчайзером.

Мастер франшиза – исключительное право на работу на конкретной территории (город, регион, страна) с возможностью продавать франшизу третьим лицам. Владелец мастер франшизы (генеральный франчайзер или субфранчайзи) на своей территории контролирует и обеспечивает деятельность франчайзи.  Как правило, обладатель мастер-франшизы на своей территории фактически выступает в роли франчайзера, и, в частности, получает процент от роялти франчази

В раздел

Актуальные события