География подарков. Часть II

В первой части этого обзора (см. География подарков. Часть I) мы начали обстоятельный разговор о географических и национальных аспектах мировой индустрии подарков и товаров для дома, обобщили данные по двум крупнейшим для отрасли регионам – Азии и Европе. Теперь мы рассмотрим особенности других континентов и обсудим один, очень важный на наш взгляд, глобальный вопрос: как влияет процесс глобализации на бизнес в целом и на  нашу отрасль в частности.

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Американский рынок сувенирной продукции один из самых больших – и по покупательским способностям, и по производственным мощностям. В США в производстве подарков, товаров для дома и интерьера заняты более 130 тысяч человек. Для сравнения, в соседней Канаде этот показатель – порядка 20-25 тысяч человек. И хотя Северная Америка не может похвастаться традициями ремесел с тысячелетней или многовековой историей, местные производители обладают рядом уникальных характеристик. Американское производство сувениров отличается высокотехнологичными процессами, современным дизайном, высоким уровнем клиентского сервиса. В той или иной мере местные компании освоили производство практически всех видов сувенирной продукции, с использованием практически любых материалов. Во многом благодаря иммигрантам со всего мира, которые привозили с собой национальные, региональные ремесла и традиции рукоделия.

Одно из самобытных американских производств – создание серебряных украшений. Крупнейшие фабрики расположены в штатах Аризона, Нью-Мехико, Юта и Колорадо. Бисер, декоративные пайетки, стеклярус широко используются в декоре различных аксессуаров, производящихся на территории США: сумки, подушки, одежда, мокасины и пр. Такие производства находятся в Аризоне, Монтане, Дакоте.

Особую роль в американской сувенирной индустрии играют ремесла аборигенов. Индейцы и эскимосы создают востребованные как на территории континента, так и в других частях света уникальные товары ручной работы. В первую очередь, это предметы обихода этих удивительных культур, также это могут быть изделия из кожи, меха, дерева, текстиля, адаптированные под нужды современной цивилизации, но выполненные в традиционной технике.

И все же США, Канада в глобальной индустрии сувенирной продукции являются, прежде всего, торговой площадкой, рынком сбыта. В США ежегодно проводятся десятки специализированных подарочных выставок по всей стране: New York International Gift Fair, Chicago Market-Living & Giving, Winter Gift & Home Accessories Show в Сиэтле и т.п. Большая часть компаний в индустрии специализируется не на производстве, а на дизайне, закупках, дистрибуции, розничной продаже сувениров и подарков. Иностранные производители, участвующие в выставках в США, ориентированные на американский рынок, специально создают такие товарные позиции, которые отвечают американским традициям и праздникам.

АФРИКА

Этот континент ассоциируется, в первую очередь, с эксклюзивными аксессуарами, с украшениями ручной работы из кожи, минералов и самоцветов, металлов, а также с аутентичной керамикой. За переделы континента свою подарочную, сувенирную продукцию успешно поставляют Гана, ЮАР, Мозамбик, Кения, Танзания. Наибольший потенциал, по оценкам экспертов, у ЮАР и Ганы, производители из этих стран предлагают достойное качество и оригинальный, актуальный дизайн. Кроме того, бизнес в этих государствах сделал настоящий рывок вперед за последние 10-15 лет. Так, экспорт сувенирной продукции из Ганы вырос с 2 млн. долларов в середине 90х до 15 млн. в 2000-х. И все же регион в целом пока не может похвастаться современными технологиями производства, не всегда могут африканские ремесленники уловить новые тренды в дизайне и предпочтениях европейских и американских покупателей.

Африканскими лидерами по производству кожгалантереи считаются Эфиопия, Кения, Нигерия и Марокко. Камерун, Либерия, ЮАР, и опять же Марокко издавна развивают традиционные методы обработки и оформления керамики. Декоративные изделия из древесины, резьба по дереву, в основном, экспортируется из Кении и ЮАР. И, пожалуй, самые востребованные на Западных рынках африканские сувениры – это символические, ритуальные маски  и музыкальные инструменты: не только барабаны, но и совершенно удивительные нгомби (подобие арфы), ахоко (вроде маракаса), систр (как погремушка) и множество других.

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

В этой части Света заметными игроками рынка подарков и сувениров являются Мексика, Перу, Колумбия, Гватемала, Боливия и Сальвадор. Местные производители сегодня имеют развитую логистическую инфраструктуру и налаженные каналы поставок на другие континенты. Многие крупные компании способны на отгрузку больших партий и могут организовывать сложные цепочки с субподрядчиками. Мексика и Перу известны стабильным качеством производимой продукции и разнообразием дизайнов. Байеры ценят Перу в особенности за активность участников рынка и сопутствующих структур – агентов, экспортеров, производителей с опытом поставок в США и другие страны. Во многом удобство ведения бизнеса с перуанскими компаниями обусловлено тем, что местные производители объединяются в альянсы и ассоциации, что облегчает решение бюрократических, формальных вопросов. Гватемала также не уступает по качеству изделий, но вот цены там пока менее привлекательны.

АВСТРАЛИЯ

Австралия и Новая Зеландия  специализируется на нишевых товарах. Основу экспорта составляют предметы из керамики, продукция ремесленных хозяйств, ювелирные изделия из нефрита, декоративное стекло, а также домашний текстиль, деревянные игрушки и натуральная косметика. В Австралии хорошо развито производство фарфора, керамической посуды, активно развивается алмазная промышленность, обработка белого жемчуга, опала и сапфиров.

Рынок сувенирной продукции на этом континенте включает в себя товары для дома, деревянные игрушки, декоративные предметы из ценных пород древесины. Главные направления для экспорта у австралийских и новозеландских производителей – США, Великобритания, Япония и Германия.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВСЕ МЕНЯЕТ

Попытка найти специфичность каждого из регионов на рынке подарков и сувениров сегодня весьма сложная задача. С развитием международных отношений, туризма, транснациональных компаний продукция становится более единообразной. Местные ремесленники, мелкие производители сталкиваются с жесточайшими условиями конкуренции, пытаясь сохранить свои рынки сбыта на фоне распространения продукции производства Китая, Индии, Тайваня… Если раньше национальный рынок товаров ручной работы, традиционных сувениров существовал обособленно и подчинялся внутренним вековым «законам», то сегодня эта часть рынка не меньше других подвержена влиянию мировой моды и шаблонов общества потребления. Кроме того, с развитием технологий производства, некоторые техники, ранее доступные только ремесленникам, теперь могут тиражироваться на крупных фабриках, и разницу отличит далеко не каждый покупатель.

В то же время, Глобализация открывает новые горизонты для традиционных промыслов, особенно на рынках США и Европы. В этих регионах спрос на предметы «иных» культур только растет с развитием международного туризма. Кроме того, в странах Европы и в США потребители все больше внимания уделяют предметам декора для интерьеров, сейчас модно использовать в декоре «экзотические» национальные мотивы. Для некоторых товаров из категории «подарки и сувениры» ярлык страны-производителя и есть «бренд» в понимании конечного потребителя. Другим же товарам слишком заметное указание на страну происхождения может и «навредить». «Мы считаем, что место происхождения является преимуществом только для товаров с национальным колоритом, - комментирует Екатерина Бородина, продакт-менеджер компании «Календарь подарков». - В остальных случаях это может помешать продвижению товара».

На этом фоне логично было бы предположить, что широчайшие возможности для производителей уникальных сувениров открывают международные специализированные выставки. Однако, оказывается, не все так просто. В настоящее время некоторые эксперты предсказывают кризис и период «переоценки ценностей» для подобных мероприятий. Отчасти это связано с развитием Интернета – многие компании ищут поставщиков и производителей онлайн.  Интернет, к слову, имеет и другой ракурс глобального влияния на индустрию. «Если западная компания выкладывает в интернет фотографии своей новой коллекции, то неудивительно, что юго-восточная Азия достаточно скоро ответит менее качественным, но гораздо более дешевым предложением», - отмечает Фёдор Степаненко, PR-менеджер компании «Экспо-Парк Выставочные Проекты». Согласен с этой точкой зрения и Владимир Слепов, директор сети магазинов «Коралл»: «Для части товаров, имеющих привязку в сознании потребителя к определенному региону, производство товаров в этих регионах является преимуществом. Примеры: Гаванские сигары, ковбойские шляпы из Техаса, латунь и бронза из Багдада, Палехские шкатулки, Богемское стекло  и т.п. Но из-за высокой стоимости такие товары не всегда доступны массовому потребителю,  часто на рынке присутствуют подобия оригинальных вещей. Благодаря ценовой доступности продажи таких товаров могут быть выше».

 

Возвращаясь к теме выставок… Еще одна причина возможного спада выставочной активности отрасли в том, что большинство действительно масштабных выставок отрасли проходит примерно в одно и то же время, а значит, компаниям сложно посетить их все – идет жесткий отбор, байеры отправляются на 1-2 выставки в год. Согласитесь, что производители от этого вряд ли выигрывают… Крупнейшие мировые выставки подарков и товаров для дома по-прежнему играют важнейшую роль в развитии международных отношений производитель-ритейлер. В Северной Америке крупнейшие шоу - New York International Gift Fair и America’s Mart Atlanta, в Европе – Ambiente и  Tendence во Франкфурте, Maison et Objet в Париже. Также заметную роль играют INDEX в Дубае и China Sourcing Fair: Gifts & Premiums в Гонконге.

Но даже присутствие на международной выставке не гарантирует компании стабильные контракты с иностранными партнерами. Во многом успех производителя на глобальном рынке подарков и сувениров зависит не столько от идеи, качества исполнения, уникальности, сколько от технических возможностей компании. Иностранным партнерам важны условия поставок, их стабильность и адекватное соотношение цены-качества в понимании их местного рынка. В частности, для российских дистрибьюторов Китай, как правило, отвечает всем этим требованиям. «В плане сотрудничества – особенно в свете вступления России в ВТО – достаточно удобно работать с любым европейским государством, отмечает Фёдор Степаненко («Экспо-Парк Выставочные Проекты»). - Впрочем, в Китай народная тропа уже давно протоптана и совершенно очевидно, что не зарастет. То есть все достаточно очевидно: за оригинальным и качественным товаром – на запад, за интересным в плане цены предложением – на восток». А вот Индия пока зарекомендовала себя не столь удачно.  «Работая с индийскими партнерами, надо быть готовым к отсутствию сервиса и смириться с рядом национальных черт, например, с невыполнением обещанного», - предупреждает  Екатерина Бородина («Календарь подарков»).

С другой стороны, если Китай устраивает дистрибьюторов, то потребители к нему не так лояльны. «Мы хотели бы обратить особое внимание, что наличие у зарубежных компаний производств в ЮВА наиболее интересно для российского клиента, т.к. оно дает оптимальное соотношение “качество-цена”, - убеждают в компании «Урбаника». - Известные и проверенные временем бренды тщательно контролируют все этапы реализации их идей, отслеживают технологии и гигиенические качества выпускаемого продукта. Мы надеемся, что вскоре российские клиенты поймут, что производство в странах Азии не всегда является показателем низкого качества». Возможно, именно Глобализация рано или поздно все же сотрет негативный китайский стереотип в сознании потребителей. А для международного рынка подарков и сувениров со временем процессы глобализации выведут на новый уровень интернационального взаимодействия производителей и ритейлеров. Пожалуй, таков наш оптимистический сценарий.

Дарья Балаян

В раздел

Витрина

Публикации компаний

Актуальные события

О компании

GIFT Review
Издание о подарках и сувенирах
www.gift-review.ru
© 2011-2016

Использование материалов сайта www.gift-review.ru возможно только с указанием первоисточника и при наличии гиперссылки на www.gift-review.ru. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора материала.
18+

Контакты