Витрина

Публикации компаний

ECO BIO ORGANIC

Новые веяния и события повседневной жизни неминуемо отражаются и на рынке сувенирной продукции. В последнее время все больше людей всерьез задумывается над негативным влиянием, которое человечество оказывает на природу. За эту склонность к заботе об экологии уже успели крепко уцепиться маркетологи всех отраслей – от машиностроения до пищепрома. Не остаются в стороне и производители и дистрибьюторы подарков. В этом нет сомнения – эко-товары уже можно выделить в отдельный сегмент нашего рынка. И сразу скажем, что сегмент этот выглядит очень перспективным, а его участники настроены на активное развитие.

 

 

ЧТО К ЧЕМУ

Для начала определимся, что же можно и нужно относить к сегменту эко-подарков. Как мы обозначили в заголовке к этой статье, такие товары, как правило, имеют одно из приведенных маркировок. Что же кроется за модным лейблом? «Эко – это те товары, которые были произведены и используются без вреда для человека и окружающего нас мира», – считает Анастасия Саляева, заведующая продвижением компании Futurra. Но есть и другая точка зрения. Некоторые специалисты называют экологичными товары по специфике состава и сырья. «Подарки можно назвать eco, bio, или даже organic, если они сделаны из натуральных ингредиентов или материалов – натуральные экстракты растений и масла, органический хлопок, выращенный без применения химикатов, натуральный латекс из сока гевеи и др.», – поясняет Вера Арслангараева, директор интернет-магазина «Мы любим Эко!».Трактовка этого относительно нового для российского рынка направления пока неоднозначна, хотя все варианты близки по смыслу. И все же каждая компания может выделить свои нюансы.

«Хотелось бы сказать, что в мире понятие эко включает в себя немного больше, – добавляет Владимир Краснобаев из компании «Правила успеха групп».– Это товары для сохранения и сделанные с сохранением природных богатств. Эко-пакет или эко-сумка – пакет, который разлагается всего 2 года и не захламляет природу, либо это сумка, сделанная из крафта, бамбука; эко-блокнот – блокнот, сделанный из вторично-переработанной бумаги, ради которой не пришлось вырубить дерево». А Сергей Пичелатов, генеральный директор компании «Ёж Стайл», добавляет, что«главное качество, которое отличает эко-товары от остальных– это отсутствие опасных для организма веществ, забота об окружающей среде».

И все же в самом определении границ этого сегмента кроется нечто большее, чем просто «терминология». От глубины понимания сути эко-направления напрямую зависит позиционирование компании и в результате – ее успех у потребителя. Здесь очень важно иметь полную картину о мотивации покупателя. «Потребность использовать экологичные вещи все-таки гораздо больше, чем просто дань моде, – считает Дина Вишня, директор по маркетинговым коммуникациям компании «Проект 111». – Хотя отрицать моду на эко-товары нельзя. Но это, пожалуй, самая полезная тенденция, потому что совпадает с действительно важными потребностями окружающей среды. Использование эко-товаров — это не просто возможность заявить о своей позиции и социальной ответственности, но и реальный способ помочь природе».

 

Склонность к такому формату потребления особенно выражена у молодых, активных покупателей, а также, по словам наших экспертов, у молодых родителей. Последняя категория руководствуется желанием обеспечить своим детям наилучшие условия, в том числе касательно среды обитания. «Аудитория, знакомая с эко-брендами и товарами, постепенно расширяется, – рассуждает Вера Арслангараева («Мы любим Эко!»). – Новая аудитория прибавляется в основном за счет потребителей, которые начинают задумываться о своем здоровье и здоровье своей семьи в целом. Они начинают читать многочисленные статьи об ингредиентах бытовых средств, косметики и пищевых продуктов. Для мотивации этой части аудитории требуются дополнительные аргументы в пользу экологичности и безопасности состава эко-товаров, обоснование их более высокой стоимости. В этом плане довольно эффективно использовать семинары, мастер-классы, на которых наглядно демонстрируются преимущества эко-продукции, механизмы действия средств».

Производители и дистрибьюторы эко-подарков очень скрупулезны в описании свойств и особенностей своего товара. Ведь именно это является, в том числе,и конкурентным преимуществом. Многие товары требуют подробной инструкции, разъяснений по производственному процессу и особенностям использования, утилизации. «Стратегия продвижения эко-продукции в основном обусловлена потребностями целевой аудитории, – считает Сергей Пичелатов («Ёж Стайл»). – В России эта потребительская группа только начинает формироваться, поэтому на данном этапе вложения в маркетинг эко-товаров – это серьёзный вклад в будущее вашего бизнеса. Мы в компании «Ёж Стайл» стараемся доносить информацию об эко-товарах в основном через тематические форумы и группы в интернете».

Некоторые, правда, уверены, что сама маркировка eco/bio/organic работает на маркетологов. «Эко – это такой вид продукции, который говорит сам за себя. Оно способно само себя рекламировать. Поэтому никаких особых маркетинговых ходов и не нужно», – уверена Анастасия Саляева (Futurra). С этой словам Евгении Гончаровой, менеджера по развитию, приставка эко- весьма актуальна и для корпоративных подарков:«Для определенного круга людей и компаний данная маркировка имеет вес. Есть компании, которым для продвижения продукта, необходимы эко-сувениры, и они выбирают товары с маркировкой эко- и био-».

 

ВЫБОР НЕОГРАНИЧЕН

Эко-подарки уже сегодня представлены широким ассортиментом, который охватывает практически все сферы деятельности человека: от предметов домашнего обихода до офисных принадлежностей и аксессуаров для современной техники. Самым распространенным предложением является продукция с экологичной, биоразлагаемой упаковкой. Это связано с тем, что производство подобной упаковки уже хорошо налажено и предоставляет широкие возможности по параметрам, фактурам, формату. Кроме того, этот специфический вариант упаковки уже хорошо знаком потребителю – аудитория осведомлена о его полезных свойствах и многие уже имели опыт обращения с такой продукцией. Особую роль играет доступная цена экологичной упаковки. Интересно, что в большинстве случаев такие коробки, пакеты, футляры имеют весьма аскетичный вид. Однако дизайнеры во всю стараются сделать «серость» эко-упаковки привлекательной с помощью стильных принтов, необычных форм, нарочито подчеркнутой «вторичности» сырья.

Вопрос используемых в производстве материалов –один из важнейших для эко-направления. В связи с этим ассортимент подарочной продукции ограничен возможностями высокотехнологичной промышленности, ориентированной на переработку вторсырья, получения натуральных компонентов, бережливого использования природных ресурсов и т.п. «Эко- и био-товары могут быть произведены из биоразлагаемого пластика, который за 4 года полностью разлагается, в отличие от обычного, который разлагается 400 лет, – приводит примеры Евгения Гончарова («Ваши подарки»). – Есть и сувенирная эко-одежда из хлопка, выращенного без применения пестицидов и неотбеленного хлором. К эко-сувенирам мы относим и сумочки для покупок, на которые можно нанести логотип компании и которые прослужат в сто, тысячу раз дольше одноразового пластикового пакета».

 

По словам Веры Арслангараевой («Мы любим Эко!»), в качестве материала для эко-подарков не используют натуральную кожу и мех, поскольку концепция вегетарианства и ненасильственного отношения к животным является неотъемлемой частью экологичного образа жизни. Или другой пример – в магазине eko-decor предлагаются исключительно товары из дерева и компонентов, полученных при переработке дерева. «Для декорирования использовались краски, изготовленные из натуральных компонентов», – поясняет Александр Кудряшов, руководитель интернет-магазина eko-decor.com. А в компании «Анселеан», которая является дистрибьютором украшений из эко-пластика Batucada (Paris) в России и СНГ, предлагают товары, исключающие нефтесодержащие компоненты, свинец, фталаты и тд.

Дина Вишня («Проект 111») приводит такой яркий пример эко-направления в подарках — проект «Авоська дарит надежду»: «Помимо того что авоськи красивы сами по себе и взывают к ностальгическим чувствам, они еще имеют очевидно выраженный социальный смысл. Можно сказать, что это трижды важный для общества проект: во-первых, сам по себе подарок экологичен, во-вторых, это отечественный товар, в-третьих, это подарок, сделанный слепыми и слабовидящими людьми. Этот возрожденный промысел помогает не только их трудоустройству, но и тому, что они получают достойный заработок. Авоськи в качестве корпоративного подарка уже выбрали такие компании как BP,«Билайн», «Л’Этуаль», ИТЦ «Сканэкс», Splat».

ЦЕНА ВОПРОСА

Из описанных выше технологий производства и особенностей сырья видно, что для эко-продукции требуются нестандартные, в отличие от масс-маркета, составляющие, оборудование или навыки мастеров. Это не может не отразиться на себестоимости и, в конечном счете, розничной цене товара. В компании Futurra считают вполне оправданным более высокий ценник на эко-подарках и приводят свой пример ценообразования: «Среди ассортимента нашей компании есть обычные беспроводные мышки и бамбуковые, цены на которые выше. Если сравнить их, бамбуковые выглядят явно симпатичнее обычных. Плюс, они совершенно экологичны и никак не повлияют на здоровье человека. А клиенты, получившие такой подарок, никогда не забудут о компании, подарившей его».

 

В некоторых случаях, правда, сравнительно высокая цена может оправдываться объективно лучшими практическими свойствами (например, «многоразовость» эко-сумки в сравнении с непрочными пластиковыми пакетами). Ну и «цена» здоровья, чистой природы также не может быть низкой – потребитель с такой логикой, действительно, готов переплачивать за аналоги с маркировкой «эко». «Во-первых, при производстве эко-товаров используется высококачественное сырье, к которому предъявляются многочисленные требования соответствия натуральности и безопасности, – разъясняет Вера Арслангараева («Мы любим Эко!»). – Чтобы вырастить растение без использования удобрений и пестицидов (био-хлопок или пшеницу, например) необходимо в несколько раз больше усилий, требуется использование новейших безвредных для человека и природы био-технологий для борьбы с вредителями и болезнями, риски по выращиванию такого сырья значительно выше. Во-вторых, на стоимости эко-товаров сказываются требования к организации их производства. Предприятие должно использовать энергосберегающие технологии, отходы должны перерабатываться и, по возможности, вторично использоваться.

Конечно, производители эко-товаров не тестируют свою продукцию на животных, и даже сайты этих компаний размещаются на специальных, «зеленых» хостингах». Есть еще третий момент - стоимость сертификации. «Лейбл «Эко» на товаре существенно прибавляет к цене, – соглашается Сергей Пичелатов («ЁжСтайл»). – Дело в том, что сертификация таких товаров требует материальных затрат и постоянного контроля качества. Однако наценка на единицу продукта несравнимо выше вложенной в него дополнительной стоимости. На практике эко-товары в 1,5 – 2 раза дороже своих неэкологичных аналогов. Оправдан ли такой подход? На этот вопрос могут ответить только продажи, которые с каждым годом растут».

БЕСКРАЙНИЕ ГОРИЗОНТЫ

Рост продаж говорит о перспективах этого сегмента. Все его участники однозначно отмечают стабильную положительную динамику. Интерес к экологичным товарам вообще, и к эко-подаркам в частности, растет с каждым годом. В подтверждение – статистика запросов в поисковых системах, как в Рунете, так и в англоязычном международном Интернет-пространстве (см. графики). «По данным исследования BPMA (British Promotion Merchandise Association), в 2012 году эко-сумки заняли третье место в топе промо подарков, которые выбирают рекламодатели. Первое и второе место было отдано соответственно авторучкам и блокнотам с клейкими листочками (Post-It), – делится информацией Дина Вишня («Проект 111»). – Интерес к эко-подаркам мы видим и на примере нашей компании.

По итогам продаж 2010 года на эко-группу товаров приходился 1% от оборота компании «Проект 111», в 2011 — 2 %, к августу 2012 — уже 3%». Эта компания, как и многие другие, сегодня уже однозначно сформулировала для себя – эко-направление не только бизнес, но и форма социальной ответственности. И в деловых кругах это словосочетание все чаще имеет буквальное, а не номинальное значение. Такие же благородные цели преследует и потребитель, выбирая товары для себя или в подарок. «Сейчас уровень осознанного потребления значительно выше, чем, скажем, 10лет назад, – рассуждает Евгения Гончарова («Ваши подарки»). – Человек хочет для себя и своих детей самого лучшего и чистого продукта. И чистой планеты для проживания своих потомков. Перспективы, думаю, такие, что стандартные товары будут заменяться эко-товарами, и эко-био-сувениры будут более доступны по цене».

В то же время, как отмечают наши эксперты, Россия пока отстает в темпах развития сегмента. «Популярность эко-подарков растет, но более медленными темпами по сравнению со странами Европы, – констатирует Сергей Ушаков («Анселеан»). – Перспективы роста есть, со временем все больше потребителей будут задумываться о своем здоровье и состоянии окружающей среды и станут обращать внимание на экологичность продукции». Никто не сомневается, что и в этом направлении наша страна будет идти по пути Европы, а значит, спрос на безопасные, натуральные товары будет только расти. Задача компаний на рынке подарков – идти в ногу со временем и не упускать покупателя, который уже готов платить за помощь природе и дарить здоровье не только близким, но всей планете.

Дарья Балаян

 

 

В раздел

Актуальные события